нуждались в помощи. Надо было вновь принимать знаковое для семьи решение: или маме возвращаться в Королёво, или перевозить в Литву оставшихся в Белоруссии детей.
Надо отметить, что тогда никто особо не ощущал национально-пограничных барьеров. Белорусы, литовцы, как и основная масса латышей, жили в дружбе и согласии. Было много смешанных браков, проводились совместные праздники. Народный поэт Белоруссии Янка Купала свои первые произведения издал ещё до революции именно в Вильнюсе. Со стихотворением «Мужик» звезда двадцатитрёхлетнего Ивана Луцевича (Янки Купалы) взошла на литературном небосклоне. Его стихи стали классикой белорусской, а затем и советской литературы:
И если жить я долго буду,
Коль будет жизни путь велик,
Вовек я, братья, не забуду,
Что человек я, хоть мужик!
Судьбы литовского и белорусского народов связаны многовековой историей. Работая в Вильнюсе в газете «Наша нива», Янка Купала сотрудничает со многими выдающимися поэтами и литераторами того времени. В 1905–1907 годах издаёт своё бессмертное стихотворение «А кто там идёт?». А.М. Горький перевёл его на русский язык и назвал это творение молодого автора гимном белорусского народа:
А кто там идёт по болотам и лесам
Огромной такою толпой?
Белорусы.
А что они несут на худых плечах,
Что подняли они на худых руках?
Свою кривду.
А куда они несут эту кривду всю,
А кому они несут напоказ свою?
На свет божий.
А кто ж это их, не один миллион —
Кривду несть научил, разбудил их сон?
Нужда, горе.
А чего ж теперь захотелось им,
Угнетённым веками, им, слепым и глухим?
Людьми зваться.
После победы над фашистами общественно-политическая жизнь в Европе меняет своё лицо. Для осуществления своих социальных запросов люди рвались выйти из крестьянского сословия. Перед молодёжью открывались новые просторы и перспективы — учиться, ехать на стройки, фабрики, заводы. Рушились старые порядки. Большой Советской стране нужны были молодые сильные руки. В том числе на строительстве объектов в Литве, Латвии и Эстонии.
Много русских, белорусов, представителей других национальностей проживало после войны в республиках Прибалтики. Здесь и уровень жизни был выше, чем в той же белорусской деревне Королёво. Дети могли получить здесь