нуждались в помощи. Надо было вновь принимать знаковое для семьи решение: или маме возвращаться в Королёво, или перево­зить в Литву оставшихся в Белоруссии детей.

Надо отметить, что тогда никто особо не ощущал национально-пограничных барьеров. Бе­лорусы, литовцы, как и основная масса ла­тышей, жили в дружбе и согласии. Было много смешанных браков, проводились совместные праздники. Народный поэт Белоруссии Янка Купала свои первые произведения издал ещё до революции именно в Вильнюсе. Со стихотво­рением «Мужик» звезда двадцатитрёхлетнего Ивана Луцевича (Янки Купалы) взошла на ли­тературном небосклоне. Его стихи стали клас­сикой белорусской, а затем и советской лите­ратуры:

И если жить я долго буду,

Коль будет жизни путь велик,

Вовек я, братья, не забуду,

Что человек я, хоть мужик!

Судьбы литовского и белорусского народов связаны многовековой историей. Работая в Вильнюсе в газете «Наша нива», Янка Купала сотрудничает со многими выдающимися по­этами и литераторами того времени. В 1905–1907 годах издаёт своё бессмертное стихотво­рение «А кто там идёт?». А.М. Горький перевёл его на русский язык и назвал это творение молодого автора гимном белорусского народа:

А кто там идёт по болотам и лесам

Огромной такою толпой?

Белорусы.

А что они несут на худых плечах,

Что подняли они на худых руках?

Свою кривду.

А куда они несут эту кривду всю,

А кому они несут напоказ свою?

На свет божий.

А кто ж это их, не один миллион —

Кривду несть научил, разбудил их сон?

Нужда, горе.

А чего ж теперь захотелось им,

Угнетённым веками, им, слепым и глухим?

Людьми зваться.

После победы над фашистами общественно-политическая жизнь в Европе меняет своё ли­цо. Для осуществления своих социальных за­просов люди рвались выйти из крестьянского сословия. Перед молодёжью открывались но­вые просто­ры и перспективы — учиться, ехать на стройки, фабрики, заводы. Рушились старые порядки. Большой Советской стране нужны бы­ли мо­лодые сильные руки. В том числе на стро­итель­стве объектов в Литве, Латвии и Эстонии.

Много русских, белорусов, представителей других национальностей проживало после вой­ны в республиках Прибалтики. Здесь и уровень жизни был выше, чем в той же белорусской деревне Королёво. Дети могли получить здесь            


Предыдущая страница 1 . . . . . 30 31 32 33 34 35 36 . . . . . 52 Следующая страница