время. Полагаю, песня в какой-то степени по­могла белорусам восстановиться после войны как нации.

Непонятно, откуда у молодёжи брались си­ла, энергия после тяжёлой работы. Бывало, не менее двух раз в неделю юноши и девушки окрестных деревень собирались на вечерин­ку — танцы. Проводились они по очереди в каждой деревне, только оркестр оставался бес­сменным. Танцевали, пели песни, исполняли частушки, возвращались домой поздно, а с вос­ходом солнца уходили в поле на работу. Види­мо, силу людям давали вновь обретённая сво­бода и безграничная любовь к родному краю».

Нина училась в школе, расположенной в деревне Сеньково. Здесь же была админи­страция Сельского совета. Отстроили новый колхозный клуб. Довоенный клуб фашисты сожгли вместе с жителями деревни. На месте старого клуба был установлен деревянный обелиск, здесь всегда лежали полевые цветы. В школе был один учебный класс. В первую смену занимались первый и третий класс, а во вто­рую смену — второй и четвёртый. Уроки вела од­на учительница. Вместо парт у одной стены сто­ял длинный стол, сбитый из досок, здесь занимались первоклассники. У другой стены стоял такой же стол со скамейкой, здесь за­нимался третий класс. Потом им на смену при­ходили второклассники и четвероклассни-               

ки. Чернильницы были стеклянными, их назы­вали «невыливашками». Ручки деревянные, на конце вставлялось перо. Чернильный порошок раз­водили водой, а если его не было, то ис­пользовали сок красной свёклы. Одежду носили домотканую.

Нину определили сразу в третий класс, она имела начальную подготовку: читала, писала, немного знала белорусский язык. После концлагеря Саласпилс её обучали грамоте в приютах.

Школа жила своей жизнью. Дети участвова­ли в художественной самодеятельности, высту­пали на сцене колхозного дома культуры. К новому году сами мастерили игрушки: бумаж­ные до­мики, фонарики, цепочки, разные цве­ты, рыбок, зайчиков, Деда Мороза и Снегуроч­ку. Все игрушки раскрашивали кто чем мог, как подсказывала фантазия. Ученики в классе бы­ли разного возраста. Например, в первом клас­се учились семилетние и десятилетние. Ведь во время войны детей не учили. Во втором, четвёртом классах были ребята ещё старше. В праздничные дни в школе проводилось много игр, пели песни, водили хороводы, детям было весело. После окончания Сеньковской четырёх­летней школы Нина продолжила учёбу в школе в деревне Савейки, что в 7-и километрах от её хаты в Королёво. В тёплые весенние и осенние дни ходила в школу пешком, а в зимний период         


Предыдущая страница 1 . . . . . 28 29 30 31 32 33 34 . . . . . 52 Следующая страница