время. Полагаю, песня в какой-то степени помогла белорусам восстановиться после войны как нации.
Непонятно, откуда у молодёжи брались сила, энергия после тяжёлой работы. Бывало, не менее двух раз в неделю юноши и девушки окрестных деревень собирались на вечеринку — танцы. Проводились они по очереди в каждой деревне, только оркестр оставался бессменным. Танцевали, пели песни, исполняли частушки, возвращались домой поздно, а с восходом солнца уходили в поле на работу. Видимо, силу людям давали вновь обретённая свобода и безграничная любовь к родному краю».
Нина училась в школе, расположенной в деревне Сеньково. Здесь же была администрация Сельского совета. Отстроили новый колхозный клуб. Довоенный клуб фашисты сожгли вместе с жителями деревни. На месте старого клуба был установлен деревянный обелиск, здесь всегда лежали полевые цветы. В школе был один учебный класс. В первую смену занимались первый и третий класс, а во вторую смену — второй и четвёртый. Уроки вела одна учительница. Вместо парт у одной стены стоял длинный стол, сбитый из досок, здесь занимались первоклассники. У другой стены стоял такой же стол со скамейкой, здесь занимался третий класс. Потом им на смену приходили второклассники и четвероклассни-
ки. Чернильницы были стеклянными, их называли «невыливашками». Ручки деревянные, на конце вставлялось перо. Чернильный порошок разводили водой, а если его не было, то использовали сок красной свёклы. Одежду носили домотканую.
Нину определили сразу в третий класс, она имела начальную подготовку: читала, писала, немного знала белорусский язык. После концлагеря Саласпилс её обучали грамоте в приютах.
Школа жила своей жизнью. Дети участвовали в художественной самодеятельности, выступали на сцене колхозного дома культуры. К новому году сами мастерили игрушки: бумажные домики, фонарики, цепочки, разные цветы, рыбок, зайчиков, Деда Мороза и Снегурочку. Все игрушки раскрашивали кто чем мог, как подсказывала фантазия. Ученики в классе были разного возраста. Например, в первом классе учились семилетние и десятилетние. Ведь во время войны детей не учили. Во втором, четвёртом классах были ребята ещё старше. В праздничные дни в школе проводилось много игр, пели песни, водили хороводы, детям было весело. После окончания Сеньковской четырёхлетней школы Нина продолжила учёбу в школе в деревне Савейки, что в 7-и километрах от её хаты в Королёво. В тёплые весенние и осенние дни ходила в школу пешком, а в зимний период