домашних дел трудились в колхозе. Сеяли, сажали картошку, летом занимались пропол­кой, заготавливали сено. Косили траву вруч­ную, места были болотистые, косу приходилось держать на весу, чтобы она не врезалась в кочку. Это был самый тяжёлый труд. Мои сёстры Аня и Юзефа с ним справлялись. Потом граб­лями убирали и вилами стоговали сено.

Нелегко давалась уборка урожая. Помнится, стебли ржи росли высокими, колосья с на­бухшими зёрнами клонились к земле. Участки полей были небольшими. В этих местах много болот, кустарников, лесных массивов. Женщи­ны жали рожь серпами. В то время можно было видеть в поле с утра до позднего вечера загорелых красивых женщин, одетых в светлые кофты и длинные юбки. Они ловким движе­нием левой руки пригибали стебли ржи к себе, а правой, в которой был серп, срезали их и пучками укладывали для просушки. К вечеру вязали снопы, из десяти снопов ставили копны. У многих кофты были самотканые из бе­лорусского льняного полотна. Звучали песни. Без песен белоруска не могла прожить и часу. Шли в поле с песней, возвращались домой с песней, особенно приятно было слышать женское многоголосие вечером, когда воздух начинает густеть и песчаная пыль золотится в лучах заходящего солнца. До 1950-х годов рожь молотили вручную цепами на токах.                     

Это были сараи, пол глиняный, гладко ука­танный. Первые две молотилки поступили в колхоз в 1948 году, они работали через привод от трактора».

Жизнь в белорусской деревне налаживалась медленно. Человеческие силы, материальные ресурсы вытянула война. На всю деревню Королёво было только три девочки — Нина Мацулевич, Люся Лавринович, Нина Аржаник — и четыре мальчика. Дети работали со взрослы­ми на фермах, в поле и на сенокосе. Нина по­мо­гала маме на ферме кормить свиней, возила корм на телеге, запряжённой лошадьми. Езди­ла верхом в период заготовки сена. В сентябрь­ские дни всех школьников привлекали к сбору колосьев ржи, уборке картофеля и свёклы.

Продолжая свои воспоминания, Нина Ан­тоновна говорит: «Война и тяжёлый труд не надломили людей. Они стремились жить и ра­доваться жизни. Спешили сказать друг другу доброе слово, и каждый был уверен, что ему всегда придут на помощь, и он в свою очередь стремился сделать доброе дело. Эта особен­ность белорусского народа, мне так думается, сохранилась до сегодняшнего времени. Девуш­ки, женщины всегда пели. В вечернее время, возвращаясь домой, женщины и мужчины пели в несколько голосов. Звонкие, многоголосые белорусские, русские народные песни помога­ли выжить, пережить тяжёлое послевоенное          


Предыдущая страница 1 . . . . . 27 28 29 30 31 32 33 . . . . . 52 Следующая страница