Круг забот директора сельской школы велик. Здесь нужно быть не только педагогом, организатором, наконец, психологом, но и хозяйственником, администратором. Значительную часть его времени занимают заботы о том, чтобы было чем обогревать школу, вовремя сделать ремонт, организовать питание школьников, улучшить бытовые условия учителей, чтобы химику были доставлены необходимые реактивы, физику — приборы, географу — карты, наконец, чтобы в классных комнатах всегда были такие мелочи, как мел, чернила, и множество других забот. Поэтому рабочий день директора ненормированный, нужно буквально с утра до ночи быть на работе, чтобы держать всё под контролем, вникать во все мелочи, оперативно решать все текущие, то и дело возникающие проблемы. А если к этому добавить то, что в первые послевоенные годы всегда всего не хватало и порой нелегко было добыть даже простые гвозди, учесть, что Поплавская школа была одной из крупнейших в районе, при этом полуразрушена во время войны, и одновременно с проведением занятий нужно было достраивать разрушенную часть здания, то можно представить всю сложность работы Якимовича. Чтобы решать постоянно возникающие проблемы, приходилось проявлять всяческую изворотливость, настойчивость, наконец, самоотверженность. Взять хотя бы освещение. Хотя деревня Поплавы находится на бойком месте, на шоссе Минск–Мо-                           

гилёв, относительно недалеко от райцентра, в послевоенные годы электрического освещения ещё не было. И в школе, и дома пользовались керосиновыми лампами. Конечно, это было неудобно, а главное, сказывалось на зрении. Ладно взрослые, но ведь дело касалось детей…

В то время при отсутствии электричества кино в деревнях демонстрировали с помощью кинопередвижек. Киномеханик запрягал лошадь в повозку, грузил на неё аппаратуру, переносной экран, электродвижок, работавший на бензине, объезжал свой район по установленному маршруту. Пока шёл фильм, во дворе тарахтел такой движок. Остаётся тайной, каких усилий стоило Якимовичу раздобыть для школы электрогенератор, хоть и маломощный. В классных комнатах зажглись электрические лампочки, и по вечерам крестьянские окна с едва заметными отсветами от керосинок стали резко контрастировать с ярко освещёнными школьными окнами. Действительно, «Ученье — свет, а неученье — тьма», как говорил главный герой в одном из популярных фильмов тех лет. И этот пример иллюстрирует лишь один аспект много­гранной работы директора.

Много сил, энергии, времени занимало достраивание школьного здания, чтобы, наконец, перейти от двухсменной работы школы к односменной. Да мало ли ещё проблем!


Предыдущая страница 1 . . . . . 29 30 31 32 33 34 35 . . . . . 83 Следующая страница