Труд был действительно нелёгким, да и прокормить семью было тяжело на маленьком участке земли. Когда-то, ещё в начале ХХ века, Клим Якимович с братом Кириллом купили в деревне по небольшому наделу земли, расположенному на окраине деревни, практически в лесу, на песчаной почве. По словам Анны Кирилловны Халецкой, двоюродной сестры Анатолия, на этих участках первое время росли берёзки и ели, дети собирали грибы. Богатства с такой земли не накопить, поэтому семья Якимовичей относилась к числу бедняцких хозяйств. Когда началась коллективизация, крестьяне до хрипоты спорили на собраниях, горячо обсуждали тему создания колхоза. Вечером, казалось бы, собрание примет решение о ведении коллективного хозяйства, утром же, после продолжительных ночных дискуссий, многие сельчане обратно забирали свои заявления. И так по нескольку раз. Однажды после очередного собрания всё же был создан, пусть небольшой, в несколько десятков дворов, колхоз. Его назвали «колхоз имени Молотова». Бедняцкая семья Климентия Якимовича одной из первых вступила в колхоз. Известно, что труд хлебороба не нормирован по времени. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит». Нужно было успеть поработать и на колхозном поле, на сенокосе, и в то же время вести своё домашнее хозяйство. Поэтому, подрастая, Толя всё чаще стал помогать по хозяйству дома, со временем стал брать в руки топор, косу и даже плуг.
Скорее всего, не педагогические нравоучения, не теории воспитания, а сопричастность к повседневному крестьянскому труду взрослых, их личный пример оказали главное влияние на формирование характера подростка, на его образ жизни, жизненную позицию, на воспитание в будущем достойного защитника своей страны. Простые деревенские люди, с трудом познавшие грамоту, безусловно, не были знакомы с трудами Песталоцци, Макаренко, но всем своим образом жизни передавали своим детям навыки трудолюбия, приучали к честности, упорству в достижении поставленной цели. Это ненавязчивое, без нудных нравоучений, происходящее как бы стихийно, попутно с работой на покосе влияние формировало характеры мальчишек и девчонок. Не случайно брат и сёстры Анатолия со временем заняли своё достойное место в жизни, ни за одного из них родителям не пришлось краснеть. Эта домашняя, да и в целом деревенская атмосфера открытости, честности, взаимопомощи, ежедневной сопричастности к общему труду стала одной из наиболее действенных сторон воспитательного процесса. Второй, не менее действенной, стороной становления личности Анатолия стали со временем книги.
В начальной школе в деревне Новины, а затем в Богушевической школе, куда за несколько километров ходил на занятия Толя, были школьные библиотеки. Там и приобщился подросток к чтению. Больше любил прозу. Читал