свои упущения в работе, чтобы не было горечи обиды или разочарования от разговора с руководителем — это исключительное качество, которым обладают немногие руководители.
Мы гармонично распределили между собой труд руководителей автозавода. Собирались утром в начале смены, координировали работу, вечером подводили итоги дня, иногда организовывали так называемые раздвинутые смены по 10 часов каждая, когда первая смена с восьми часов утра до 18.00, вторая — с 20.00 до шести часов утра. И вот мы втроём: я как директор, Маслюков как главный инженер и Агеев, секретарь парткома, выходили на производственные участки, и рабочие понимали, что начальники работают вместе с ними. Мы были открыты для рабочих.
Когда Юрий Дмитриевич работал в Москве на высоких государственных должностях, мы продолжали общаться. По многим вопросам я обращался к нему, и, как правило, он помогал. Выше я упоминал о нашем режиме работы, но разве можно сравнить его с режимом работы Д.Ф. Устинова! Однажды он прилетел в Ижевск в 14 часов. Мы с В.К. Марисовым, первым секретарём Удмуртского обкома КПСС, встретили его в аэропорту, он уехал в обком, через час или полтора он был уже на автозаводе и в течение трёх часов обошёл производство. В кабинете директора собрал начальников всех основных цехов и отделов, а их тогда было около 25 человек, и потребовал доложить, как на тех же
Ю.Д. Маслюков демонстрирует узлы машин
гостям из Москвы
площадях добиться выпуска 300 тысяч автомашин в год при проектной мощности в 220 тысяч автомашин. Разговор шёл долгий, без ужина, без чая до трёх часов ночи. Устоять под давлением и тяжёлым взглядом Дмитрия Фёдоровича было очень трудно. Из-под рыжих бровей смотрели на тебя стальные, колючие глаза. Прощаясь, он говорит: «Утром поедем в Воткинск». Я ответил: «Дмитрий Фёдорович, утро уже наступило, а поручений Вы дали так много, и их надо выполнить в срок». Посмотрел на меня и сказал: «Правильно, занимайся». Проводив Д.Ф. Устинова, мы с Ю.Д. Маслюковым между собой пошутили: «Если бы он нас продержал до восьми часов утра, то мы бы на 350 тысяч штук согласились».
Д.Ф. Устинов был уникальным государственным человеком. Он глубоко вникал в суть проб-