лёного свода». Иоганн называл музей «Грюнес Гевёльбе». Кондрат поинтересовался: «Что значит Грюнес Гевёльбе?». «Зелёный свод», — пояснил Иоганн, при этом добавил: «Это название — дань прошлому. В зале, где когда-то располагалась коллекция, были колонны малахитово-зелёного оттенка. Позже их закрыли зеркалами». Было ясно, что их экскурсовод Иоганн почерпнул эти сведения из какого-то довоенного путеводителя.
Григорий ещё не раз побывал на площади, у здания музея. Внимательно наблюдал, как немцы под руководством новой власти восстанавливают из руин «Зелёный свод». Иоганн всегда приветствовал своего нового знакомого, а однажды спросил: «Ты откуда родом?». «Из Казани, что на Волге. Там татары живут», — ответил Григорий. По лицу Иоганна можно было догадаться, что слово «Волга» он знает хорошо. А что касается «татар», у Григория сложилось мнение, что для Иоганна в России все русские.
Май 1945 года в Дрездене выдался солнечным и жарким. Жизнь значительно изменилась в лучшую сторону — стала спокойнее, размереннее, в отличие от дней и бессонных ночей, когда шли беспощадные бои, приходилось спасать раненых и хоронить убитых. С населением города Дрездена складывались нормальные, человеческие взаимоотношения. Страх прошёл, саксонцы убедились, что геббельсовская пропаганда, пугавшая жестокостью русских, не имела с действительностью ничего общего. Мародёр-
Журавлёв Григорий Егорович,
солдат Русской императорской армии,
ефрейтор Рабоче-крестьянской Красной армии,
город Дрезден, Германия,
5 июня 1945 года
ства, насилия и грабежей не было. Через неделю немецкие женщины, дети и старики свободно общались с красноармейцами. Русские солдаты помогали им продуктами.
Однажды, возвращаясь из города, Григорий увидел открывшуюся фотомастерскую. Не задумываясь, зашёл в помещение, уж очень хотелось иметь свою фотографию, отправить её маме, жене Анне и детям в родное село Александровка. Сторговались с хозяином о цене, и на следующий день он пообещал саксонцу зайти. Почистил фуражку, подогнал все пуговицы на старенькой гимнастёрке, перекинул через голову ремень от полевой сумки и отправился в фотоателье, чтобы запечатлеть себя, уже загоревшего под саксонским солнцем, на память о Великой Отечественной войне. За две фотогра-