Ижевский автозавод
Прошло 40 лет, и с вершины пройденного можно утверждать, что решение, принятое А.В. Тумановым, было верным. При всей значимости парткома тех лет политическая жизнь, производственная и техническая мысль находились на строительстве автозавода. Быть прорабом на отдельном объекте это значило быть самостоятельным в принятии решения, а в парткоме вторым — это не первым. Тем более за эти годы он уже выработал в себе черты лидера. Да и в его судьбе Всесоюзная ударная комсомольская стройка была уже второй. На «Ижтяжбуммаше» получена первая практика работы, а автозавод — это более масштабный проект. «Буммаш» — важный объект для страны, но он затрагивал интересы одной отрасли, а выпуск легковых автомашин носил политический характер, был экономически выгоден всей стране. В то время был взят курс на широкое развитие автомобилестроения. Развёртывалось строительство Волжского автомобильного завода, началась реконструкция Горьковского, Московского, Запорожского автозаводов. Ижевчане знали, что за размещением и даже выбором площадки под строительство автозавода стоял Д.Ф. Устинов, которого поддерживают глава Правительства А.Н. Косыгин и Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Работать на объектах автозавода и участвовать в политиче-
Лейтенант А.В. Туманов. 1968 г.
ской жизни коллектива строителей было очень важно и даже престижно для молодых специалистов.
А.В. Туманова назначают прорабом во вновь созданное строительное управление №9, которое возглавил выходец из Ленинграда Ю.М. Узульник, а потом — старшим прорабом на отдельном объекте — строящейся котельной. Это целый энергетический комплекс для обеспечения теплом всех цехов и зданий автозавода. Сроки строительства были сжатые. Тепло должно быть первоначально в цехе «М», или, как тогда называли, «Прогресс», который достроили и использовали для первоначальной сборки автомобилей. Особое внимание руководства было приковано и к подаче тепла в цеха главного конвейера, цех покраски и особенно в жилой микрорайон. Работы велись в три сме-