тре России. К назначению управляющим трестом в Печору я уже имел большую практику работы. За 7 лет в этой должности построено очень много объектов на Крайнем Севере. В подчинении работало более 10 тысяч человек. Основные стройки располагались в Республике Коми, Тюменской и Архангельской областях. После двухгодичной учебы в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР был назначен заместителем начальника Главка Бамстроя, а затем заместителем министра транспортного строительства СССР — начальником строительства Байкало-Амурской магистрали.
Здесь проработал в течение 10 лет. Ни один километр БАМа не сдан в эксплуатацию без моего участия. Строительство такой важнейшей железной дороги — это целая эпоха в истории государства. Такие стройки бывают нечасто. Она включала три этапа: освоение — или начало строительства, которое было сложным, ход строительства. И третий этап — окончание работ, оно совпало с периодом горбачевских реформ. Шла огульная критика нашей работы. Мол, мы проложили рельсы в никуда. Было смешно слушать и обидно. Как это? Дорога, связывающая Дальний Восток, Тихий океан с центром России и Европой, — дорога в никуда! Ниточка Транссибирской магистрали со своими функциями не справлялась. БАМ — это стратегическая магистраль. Экономически выгодная России. 1,5 млн кв. км. площади соединялись
с Центральной частью России. Здесь треть природных ресурсов страны. Сейчас уже признают, что это мост, соединяющий Азию с Европой. Тогда же отрицать значимость БАМа могли только враги нашего государства.
Можно было переносить трудности тяжелого физического труда, неудобства быта, зимой — лютые морозы и пургу, летом — пожары, мошку и гнус, но невозможно было пережить моральную травлю, когда ты делаешь государственное дело, ложь из уст политиков страны и прекращение финансирования в 1989 году, когда было уже столько вложено миллиардов рублей, виден финиш строительства дороги. Поэтому тогда многие хозяйственники — директора заводов, руководители строек, а в их числе и я, видели выход в том, чтобы самому пойти в политику и оттуда решать многочисленные вопросы своих коллективов, строек. И мы пошли на выборы — депутатов Верховного Совета РСФСР. В напряжённой борьбе, в которой участвовали 11 человек от огромной территории БАМа, составляющей полтора миллиона человек, меня избрали депутатом.
Было время перемен. Именно тогда создается на постоянной основе Комитет по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Верховного Совета РСФСР, главой которого избирают меня. Это многое меняло в жизни, но оставалось неизменным одно — защищать свою отрасль, помогать строителям, решать вопросы завершения БАМа. В тот пери-