тральный штаб партизанского движения. В августе 1943 года партизаны отряда имени Гастелло, как и другие партизанские отряды и бригады Белоруссии, да и не только Белоруссии, приняли участие в рельсовой войне, точнее в её первом этапе, который продолжался с начала августа до середины сентября 1943 года, во время контрнаступления советских войск под Курском. Очевидно, какое важное значение для вермахта имело бесперебойное снабжение немецких войск боеприпасами, подкреплениями во время активных широкомасштабных боевых действий, когда решался исход всей войны. Известно и значение железнодорожных коммуникаций для обеспечения войск всем необходимым, особенно одной из важнейших магистралей Брест–Москва. Уже после войны в исторических исследованиях отмечалось, что, даже по официальным немецким источникам, в результате партизанских диверсий в августе 1943 года перевозки для вражеской группировки немецких армий «Центр» сократились на 40%. Свой вклад в срыв вражеских перевозок внесли и партизаны отряда имени Гастелло.
Диверсии на железной дороге были, пожалуй, одними из наиболее рискованных для партизан, но в то же время и самыми эффективными. Иногда один удачно пущенный под откос эшелон с живой силой или техникой можно было приравнять к выигранной отдельной войсковой операции. Естественно, гит-
леровцы особенно тщательно охраняли свои железнодорожные коммуникации, и в первую очередь важнейшую магистраль, проходящую через Белоруссию в зоне главного удара фашистских сил, направляющихся к Москве. Чтобы затруднить подходы к железной дороге, по обе стороны от неё на расстояние до километра был вырублен лес, на коротком расстоянии оборудованы укреплённые опорные пункты с небольшими гарнизонами, вооружёнными стрелковым оружием, в том числе пулемётами. Они держали под перекрёстным огнём всё железнодорожное полотно. Здесь постоянно курсировал бронепоезд, дежурили патрули. Поэтому далеко не всегда попытки партизан провести минирование были успешными, довольно часто после неудачных операций их отчёты ограничивались короткой фразой: «Задание не выполнено из-за сильной охраны железной дороги». Из семи диверсионных групп отряда имени Гастелло, направленных в сентябре 1943 года на железку, ни с чем вернулись шесть. Удачной оказалась только операция, проведённая гастелловцами 1 сентября, в которой участвовал Якимович. Командование отряда в своём отчёте отметило, что в результате диверсии движение поездов на этом участке было остановлено на 12 часов. Кроме того, уничтожен опорный пункт и водопропускная труба в районе Жодино–Плиса. По этому короткому сухому донесению можно судить о той опасности, которой