тире уехавшего на фронт заместителя директор мелькомбината хлебопродуктов Иван Яковлевич Наякшин. Они стали дружить семьями, что после войны дало возможность Владиславе Францевне несколько раз бывать у них в гостях, хлопотать об открытии квартиры-музея знаменитого мужа.
Поэт жил здесь до 13 июня 1942 года, много времени проводил среди рабочих мелькомбината — бывшей паровой мельницы, общался и делился махоркой с печищинцами. Один из местных крестьян рассказывал, что белорусский писатель в беседах с глубоким знанием крестьянской жизни подчёркивал, что белорусы отмечают День мельника как праздник, особо почитают собранный урожай. Белорусы-православные свозят рожь на мельницу 25 октября, а белорусы-католики — 11 ноября, благодарят и одаривают мельника за его работу, зная, что в домашних условиях намолоть зерно — крайне тяжёлый труд, да и качество муки может быть хуже. Кстати, о Дне мельника пишет и Розалия Александрович, я тоже хорошо помню, как в нашей семье полешуков относились к этому событию. Ежегодно в октябре этот праздник отмечается в Музейном комплексе старинных народных ремёсел и технологий «Дудутки» у ветряной мельницы, расположенной в поле при въезде в этот частный музей, который находится в 40 километрах от Минска.
Некоторые полагают, что условия жизни эвакуированных учёных, писателей, деятелей ис-
кусства были лучше, чем у большинства советских граждан. Однако материалы исследований доказывают, что они несли тяготы и лишения наравне с народом. Вот что писал об этом в своих заметках известный драматург и сценарист Юрий Кротков (заметки были опубликованы в американском издании «Новый Журнал», № 91 за 1968 год): «Я встречал Фадеева и в начале войны в Казани, когда он приехал с фронта в военной форме с наганом на боку и с одним ромбом в петлицах — чин бригадного комиссара. Мне вспоминается, как в огромном зале Дома промышленности, разделённом чемоданами, тряпками и фанерными щитами, расположились семьями маститые представители советской литературы, эвакуировавшиеся из