штаб таких личностей, как Маслюков, Устинов, намного шире. Их учёные регалии должны были быть высочайшими. В то же время, определяя разви­тие техники, направления технической политики в целом, они предвидели дальше других, умели спрогнозировать крайне рискованное направление и вложить все свои организаторские способности, подключить необходимые ма­териальные и людские ресурсы для достиже­ния результатов, которые иногда даже учёные в начальный период сознавали не в полной мере.

Сегодня нередко приходится слышать рассу­ж­дения о том, что для обеспечения новейших не­традиционных путей развития той или иной от­расли науки и техники необходим решительный переход к широкому использованию венчу­р­ных (рисковых) методов. Хочу отметить, что в об­ласти развития сложных военно-тех­нических си­стем, при решении сложнейших научно-техни­ческих, технологических и организационных про­блем по их созданию применение именно та­кой методологии было определяющим. Практи­чес­ки все средства и системы созда­вались с учё­­том высокого риска внедрения новых технологий в условиях неопределённости возмо­жно­с­тей и путей практической реализации пре­длагаемых технических решений. Большин­ст­во из по­ставленных задач приходилось решать впервые в мире. Именно такие мето­ды работы Военно-промышленной комиссии, обо­ронной промы­ш­лен­ности позволили обеспе­чить создание многих известных в мире эффективных образ­цов

во­оружения и военной техники в обла­с­ти ра­кетно-космической и противовоздушной обо­ро­ны, ави­ации, судострое­ния, систем и средств упра­в­ления и других сложнейших видов техниче­ских средств. Своевременно принимается ряд крупно­масштабных решений, позволя­ю­щих создать эф­фективный механизм управ­ления процес­сом со­здания и производства систем и средств вооружения. И здесь, характеризуя Юрия Дмитри­е­­вича Мас­люкова, можно сказать, что он был по­истине незаурядной личностью, об­ладал энци­клопедическими зна­ниями во многих обла­с­тях науки и техники. Поражала его спо­собность ве­сти научные дискуссии на любом уровне и при­нимать верные решения. Он был пре­красным педагогом и воспитателем как воен­ных специалистов, так и учёных, главных кон­структоров, разработчиков. Наверное, мы знали не так много руководителей подобного уровня, ко­торые столь вдумчиво, кропотливо и тщательно под­ходили к вопросу обеспечения перспектив­но­го роста будущих крупных специалистов. Сего­дня можно только удивляться его интуиции, те­хнической и научной смелости. Из многочислен­ных, не всегда очевидных, вариантов реше­ния сложнейших вопросов он находил единст­вен­но верный, аргументированно убеждал в сво­ей правоте, неуклонно следуя к намеченной цели.

Такие личности, как Юрий Дмит­риевич, могут быть в полной мере лучшим олицетворением советской эпохи второй половины XX столетия.


Предыдущая страница 1 . . . . . 43 44 45 46 47 48 49 . . . . . 333 Следующая страница