В качестве другого примера приведу Ижевский машиностроительный завод — градообразующее предприятие столицы Удмуртии. Здесь в 1960 году Юрий Дмитриевич проходил преддипломную практику, в этом же объединении он был главным инженером филиала № 1, то есть автозавода, прекрасно знал структуру, кадровый состав и возможности машзавода.
Ижевский машиностроительный завод в послевоенное время и в 1980-е годы это, можно сказать, два разных предприятия. Поначалу завод специализировался на выпуске стрелкового и авиационного вооружения. Инструментальный, станкостроительный, деревообрабатывающий цеха работали, в основном, для обеспечения внутризаводских нужд.
Кардинально изменило судьбу многотысячного коллектива принятое в марте 1965 года решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР построить на базе «Ижмаша» автозавод по выпуску 220 тысяч автомобилей в год. Завод был построен и разместился на площади 650 тысяч квадратных метров.
Второе дыхание машзавод получил в результате создания мотоциклетного производства и ввода огромного комплекса зданий (МСК-14) с выпуском до 400–420 тысяч мотоциклов в год.
Не менее важной по объёму строительства стала площадка Металлургического комплекса по Воткинскому шоссе, состоявшего из цехов цветного и фасонного литья, кузнечно-прессового, чугунолитейного. Каждый из цехов был
уникален по своей технической оснащённости. Из Новосибирска было передано производство оптических прицелов. Освоены новые направления: изготовление электровакуумных приборов (магнетронов), высокоточных станков с ЧПУ, метеорологических и противотанковых ракет; расширилось производство по выпуску стрелкового оружия М.Т. Калашникова, снайперской винтовки Е.Ф. Драгунова, охотничьих карабинов, спортивного оружия.
Наращивание производственной мощности «Ижмаша» и начало выпуска здесь новых изделий вооружения и товаров бытового назначения во многом состоялось благодаря Маслюкову. Когда в 1984 году Лев Сергеевич Мочалин, Виталий Макарович Плющиков предлагали министру Павлу Васильевичу Финогенову отдать серийное производство «Краснополей» разработки Тульского КБ приборостроения имени А.Г.Шипунова «Ижмашу», в этом их активно поддержал Ю.Д. Маслюков. Как в своё время поддержал выпуск на Ижевском механическом заводе ПТУРСов для ПТРК «Штурм» и командных гироскопических приборов для оперативно-тактических ракет.
Мне, как многим коллегам из военно-строительной системы Главспецстроя, были понятны заботы и виден масштаб строительства оборонных предприятий. Далеко не полный перечень городов, где велось такое строительство, представленный ниже, показывает, насколько важную роль играл Спецстрой в системе оборонно-