В качестве другого примера приведу Ижевский машиностроительный завод — градообразующее предприятие столицы Удмуртии. Здесь в 1960 году Юрий Дмитриевич проходил преддипломную практи­ку, в этом же объединении он был главным инженером филиала № 1, то есть автозавода, прекрасно знал структуру, кадровый состав и возможности машзавода.

Ижевский машиностроительный завод в послевоенное время и в 1980-е годы это, можно сказать, два разных предприятия. Поначалу завод специализировался на выпуске стрелкового и авиационного вооружения. Инструментальный, станкостроитель­ный, деревообрабатываю­щий цеха работали, в основном, для обеспече­ния внутризаводских нужд.

Кардинально изменило судьбу многотысячно­го коллектива принятое в марте 1965 года решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР по­строить на базе «Ижмаша» автозавод по выпуску 220 тысяч автомо­билей в год. Завод был по­строен и раз­местился на площади 650 тысяч квадратных метров.

Второе дыхание машзавод получил в результате создания мото­циклетного производства и ввода огромного комплекса зданий (МСК-14) с вы­пуском до 400–420 тысяч мотоциклов в год.

Не менее важной по объёму строительства стала площадка Металлургического комплекса по Воткин­скому шоссе, состоявшего из цехов цветного и фасонного литья, кузнечно-прес­со­во­го, чугунолитейного. Каждый из цехов был

уни­кален по своей технической оснащённости. Из Новосибирска было передано производство оптических прицелов. Освоены новые на­пра­в­ле­ния: изготовление электровакуумных прибо­ров (магнетронов), высокоточных станков с ЧПУ, метеорологических и противотанковых ра­кет; рас­ширилось производство по выпуску стрелкового оружия М.Т. Калашникова, снайперской вин­товки Е.Ф. Драгунова, охотничьих карабинов, спортивного оружия.

Наращивание производственной мощности «Ижмаша» и начало выпуска здесь новых изделий вооружения и товаров бытового назначения во многом состоялось благодаря Маслюкову. Ко­гда в 1984 году Лев Сергее­вич Мочалин, Виталий Макарович Плющиков предлагали министру Павлу Васильевичу Финогено­ву отдать серийное производство «Краснополей» разработки Тульского КБ приборостроения имени А.Г.Ши­пунова «Ижмашу», в этом их активно поддер­жал Ю.Д. Маслюков. Как в своё время поддер­жал выпуск на Ижевском механическом заводе ПТУРСов для ПТРК «Штурм» и командных гиро­скопических приборов для оперативно-тактиче­с­ких ракет.

Мне, как многим коллегам из воен­но-строи­тельной системы Глав­спецстроя, были понятны заботы и виден масштаб строительства оборонных предприятий. Далеко не полный перечень городов, где велось такое строительство, представленный ниже, показывает, насколько важную роль играл Спецстрой в системе оборонно-


Предыдущая страница 1 . . . . . 244 245 246 247 248 249 250 . . . . . 333 Следующая страница