годаря открытости судебного процесса в зале собралось более 300 прихожан — православных крестьян, среди которых владыка Амвросий был особенно популярен. Суд длился с 10 часов утра до позднего вечера, о вынесении приговора трибунал совещался два часа. Епископ был оправдан пятью голосами судей против двух. События тех дней детально описал адвокат А.П. Эрахтин в воспоминаниях «Суд над епископом Амвросием (из рассказа защитника)», изданных в Казани в 1918 году.
В своём последнем слове владыка твёрдым и решительным голосом заявил: «Виновным себя не признаю ни по одному пункту обвинения. Действовал как пастырь, как внушала мне совесть христианина: ни больше, ни меньше. Однако, если бы признали меня виновным, имею одну просьбу: денежному взысканию меня не подвергать, а заключить в тюрьму, потому что денег, лично мне принадлежащих, у меня нет, а деньги, которые я получаю, принадлежат бедным, которым я их раздаю…»
Эта речь ярко отражает личные убеждения епископа Амвросия — бессребреника и просветителя, служившего Богу, Отечеству и народу.
После окончания судебного процесса присутствующие миряне ликовали, только у самого владыки сердце было наполнено горечью и печалью. По воспоминаниям адвоката Эрахтина, посетившего на следующий день после суда монастырь, чтобы проститься с епископом: «Когда кончилась обедня, владыка вышел на сре-
дину храма и началось общее богослужение всей братии, пели все молящиеся молитву Богоматери. Голос общего хора покрывался голосом владыки. Голос епископа не выдержал, дрогнул, и по его лицу покатились слёзы. Без слов, но все поняли. Понял и я. К горлу приступили слёзы, в глазах стало мутно, а сердце… сердце забилось тревожно, тоскливо. Все поняли, послышались всхлипывания… А владыка молился на коленях и плакал. Плакали все…»
Едва утихли волнения прихожан после суда, как вновь учреждённая финансовая комиссия при Совете крестьянских и солдатских депутатов Свияжского уезда постановила обложить все монастыри уезда контрибуцией в размере 5000 рублей каждый в пользу Совета. В случае неисполнения предписания в 10‑дневный срок грозили изъять скот и другие ценности. И снова Амвросий практически в одиночку выступает против разграбления святой обители. В своём рапорте в Консисторию с просьбой оградить монастырь от бесчинств новых властей настоятель горестно замечает, что казённое пособие и земельные угодья и так уже отняты, на дворе скотины, как у бедного крестьянина, текущих доходов хватает только на самые насущные нужды. С большой неохотой финкомиссия отменила своё распоряжение.
Для расследования беспорядков, которые вскрылись на суде и потрясли прихожан, и взаимных жалоб настоятеля и недовольных дисциплиной братьев Духовная консистория сформи-