меры в отношении господ Михеля и Полякова — отлучает их от Причастия. В ответ развернулась открытая всероссийского масштаба травля архиерея. Михель обращается с жалобой в Синод, в некоторых газетах начинается кампания по дискредитации личности Амвросия. В газетах «Биржевые ведомости», «Кама», «Речь» в 1916–1917 годах было опубликовано несколько клеветнических статей. Распространялись слухи о том, что епископ предлагает насильственное обращение татар в христианство. Но якобы его высказывания о христианизации мусульманского населения Сарапульского и Елабужского приходов не подтвердились ни тогда, ни спустя время.
По сегодняшний день некоторые клеймят епископа Амвросия как антисемита. С этим категорически нельзя согласиться. Детство и юность Василий Гудко провёл в западной части Российской империи. В Люблинской губернии проживали не только поляки, белорусы, литовцы, но также евреи. Более того, они вели оседлый образ жизни: до октябрьской революции 1917 года им запрещалось переезжать в восточные части России. Прибегая к хитрости, часть евреев принимала православие, благодаря этому поступали на учёбу, вели предпринимательскую деятельность. Будущий иерарх видел трудолюбие и старательность бедных евреев. Жили дружно. Когда Амвросий оказался на вершине архиерейской власти, изучил мировую политику как учёный-богослов и определил для
себя, кто расшатывает российский престол и стоит за всеми потрясениями в Европе. В своих проповедях обличал силы масонства и талмудического иудаизма, которые, как он считал, стремились к разрушению России. В день Сретения Господня 1916 года после литургии он, в частности, говорил: «Цель жидомасонов везде расшатывать и ронять троны, свергать законных королей, устраивать хаотическое состояние христианских государств, подрывать власть, шатать умы, проповедовать скептицизм, вводить безбожие, упадок нравов, растление нравственности во всех формах и видах… Ныне развращают народ картинами кинематографов. Из трёх картин одна обязательно развращающая. Кинематографисты растут как поганые грибы. Развращение идёт ежедневно, даже в канун воскресных дней, когда каждый христианин должен молиться» [11].
Прихожанами, местным духовенством принимаются меры по защите владыки Амвросия. Проведено собрание, на котором принята резолюция в защиту архипастыря, опубликованная в газете «Прикамская жизнь» [8]. Направлено обращение в Святейший правительствующий синод. Верующие любили и уважали епископа. В этой же газете в его поддержку было напечатано письмо крестьянина Сарапульского уезда посёлка Покровское, бывшего рабочего Ижевских заводов Антона Глухова [5]. Затем в газете с большой статьёй в защиту Амвросия выступил ижевский священник. Он писал: «Преосвя-