меры в отношении господ Михеля и Полякова — отлучает их от Причастия. В ответ развер­нулась открытая всероссийского масштаба тра­вля архиерея. Михель обращается с жалобой в Синод, в некоторых газетах начинается кампания по дискредитации личности Амвросия. В газетах «Биржевые ведомости», «Кама», «Речь» в 1916–1917 годах было опубликовано несколько клеветнических статей. Распространялись слухи о том, что епископ предлагает насильственное обращение татар в христианство. Но якобы его высказывания о христианизации мусульманского населения Сарапульского и Елабужского при­ходов не подтвердились ни тогда, ни спустя время.

По сегодняшний день некоторые клеймят епи­скопа Амвросия как антисемита. С этим кате­горически нельзя согласиться. Детство и юность Василий Гудко провёл в западной части Российской империи. В Люблинской губернии проживали не только поляки, белорусы, литовцы, но также евреи. Более того, они вели оседлый образ жизни: до октябрьской революции 1917 года им запрещалось переезжать в восточные части России. Прибегая к хитрости, часть евреев принимала православие, благодаря этому поступали на учёбу, вели предприни­мательскую деятельность. Будущий иерарх видел трудолюбие и старательность бедных евреев. Жили дружно. Когда Амвросий оказался на вершине архиерейской власти, изучил мировую политику как учёный-богослов и определил для

себя, кто расшатывает российский престол и сто­ит за всеми потрясениями в Европе. В своих проповедях обличал силы масонства и талмуди­ческого иудаизма, которые, как он считал, стре­мились к разрушению России. В день Сретения Господня 1916 года после литургии он, в частности, говорил: «Цель жидомасонов везде расшатывать и ронять троны, свергать законных королей, устраивать хаотическое состояние христианских государств, подрывать власть, ша­тать умы, проповедовать скептицизм, вводить безбожие, упадок нравов, растление нрав­ственности во всех формах и видах… Ныне развращают народ картинами кинематографов. Из трёх картин одна обязательно развращающая. Кинематографисты растут как поганые грибы. Развращение идёт ежедневно, даже в канун вос­кресных дней, когда каждый христианин дол­жен молиться» [11].

Прихожанами, местным духовенством принимаются меры по защите владыки Амвросия. Проведено собрание, на котором принята резо­люция в защиту архипастыря, опубликованная в газете «Прикамская жизнь» [8]. Направлено об­ращение в Святейший правительствующий си­нод. Верующие любили и уважали епископа. В этой же газете в его поддержку было напечатано письмо крестьянина Сарапульского уезда посёлка Покровское, бывшего рабочего Ижевских заводов Антона Глухова [5]. Затем в газете с большой статьёй в защиту Амвросия выступил ижевский священник. Он писал: «Преосвя-


Предыдущая страница 1 . . . . . 10 11 12 13 14 15 16 . . . . . 21 Следующая страница