только дорогие вина, а в массовую продажу алкоголь отпускали вёдрами, не менее одного ведра. В Елабуге производили и продавали пиво и вино несколько дешевле, чем у Бодалёвых и Тюнина, купцы Александровы и Стахеевы. Практиковалось самогоноварение. Население спивалось. Говорят, именно в этот период среди сарапульчан появилась поговорка: «Напился как сапожник». Кожевенные мануфактуры составляли здесь большую часть всех производственных предприятий.
Местное духовенство и православные прихожане горячо поддерживали борьбу епископа Амвросия с пьянством. Они заявляли, что, выступив против спаивания населения, владыка совершил подвиг. Неудивительно, что борьба с пьянством стала его коньком, — в его архипастырском ведении находились такие «пьяные» центры, как Сарапул, Ижевск и Воткинск. Конечно, были и те, кому не нравились призывы епископа к абсолютной трезвости, речи, обличающие пьянство, бражко- и кумышковарение, корыстные дельцы, заинтересованные в увеличении доходов, пусть даже ценой гибели ближнего да и всего Отечества.
Твёрдость характера, кристальная честность, монашеская верность православной церкви не позволяли Амвросию спокойно взирать на то, как тьма духовная порабощает его прихожан. Со времён службы в полковой церкви на Дальнем Востоке он приобрёл большой опыт борьбы с богохульством, лицемерием, пьянством и дру-
гими пороками, закалился духовно. На него писали доносы, жалобы с просьбами убрать непокорного служителя.
В конце 1916 года произошёл открытый конфликт епископа Амвросия с представителями местной сарапульской уездной власти в лице «либералов» В. Михеля (попечителя Николаевского церковно-приходского училища, гласного Сарапульской Думы) и А. Полякова.
Господин Михель был известен в Сарапуле своими крайне дерзкими, несдержанными высказываниями и идеями. В январе 1917 года в Думе обсуждался вопрос об освобождении помещения женской гимназии расквартированным там военным подразделением. Михель заявил: «Я вовсе не хочу лишать солдатиков хорошего помещения, но нужно же позаботиться и о науке...», и предложил освободить гимназию и занять Сарапульский мужской монастырь [7].
Подобные заявления приводили к дестабилизации и без того крайне тяжёлого положения в Сарапуле, сложившегося к 1917 году. Население города увеличилось в три раза, снабжение продовольствием сократилось, выросло число заболеваний, в том числе инфекционных.
С прибытием в Сарапул весной 1915 года военнопленных австрийцев, немцев, чехов, словаков, венгров стали нагнетаться антигерманские настроения, накалившиеся до предела к 1917 году.
В это сложное время епископ Амвросий принимает крайние, очень крутые по тем временам