в модельных ботинках. Об этом времени А.В. Туманов вспоминает: «После завершения крупных строек автозавода, мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» мы открывали новую грандиозную стройку под общим названием Металлургический комплекс, в состав которого входили: чугунолитейное производство, цеха поршневой системы мотоциклов. Комплекс размещался по тем временам далеко за городом, по Воткинскому шоссе. Шла подготовка к очередным выборам в Верховный Совет СССР, и, как кандидат в депутаты, министр оборонной промышленности С.А. Зверев, вместе с ним В.К. Марисов направлялись в Воткинск на встречу с избирателями. И вот на пути в этот город «первый» решил показать новую строительную площадку. Показывать ещё особо было нечего. Огромная территория была обнесена забором, а к строящимся корпусам дороги и подъезды вымощены железобетонными плитами. При въезде на объект полагали, что гости не будут ходить по стройке, но всё же подготовили несколько пар резиновых сапог и солдатских портянок. В установленное время высокие гости подъехали на строительную площадку. В.К. Марисов вышел из машины, взглянул на резиновые сапоги и в довольно резкой, иронической форме выразил своё неудовольствие в адрес одного из руководителей республики, который вместе с нами встречал высоких гостей. После этих слов сел с министром С.А. Зверевым в автомашину «Чайка» и уехал в Воткинск. Нам при-
шлось за 4 часа, пока они находились там, очистить, промыть все проезды до блеска. Доложили В.К. Марисову по телефону, чтобы он, возвращаясь из Воткинска, заехал вместе с высоким гостем на стройку. Вот какие требования к культуре строительства предьявлялись в 70-е годы».
Ижевск поменял свой облик. Выросло не только производство, но и поднялась культура, город увеличился численно почти в два раза. Поэтому всё, что связано с Ижевском, для А.В. Туманова и его семьи памятно и бесценно дорого. Мило сердцу и душе. Он — убеждённый ижевчанин. Прошло более 27 лет, как А.В. Туманов живёт в Москве, но 3–4 раза в год он со