Ижевск в его сердце
26 лет жизни прожито в столице Удмуртии. Годы становления и активной жизненной позиции А.В. Туманова. Прибыв сюда в неполные 17 лет, он прошёл школу роста, строительной закалки, школу политического бойца. Ижевск в его сердце и душе занимает особое место. Много прекрасных городов за годы службы видел Александр Васильевич, и Москва неповторима своей красотой. Но милее Ижевска для него и его жены Аллы Ивановны городов нет. Разве может он забыть те первые впечатления об Ижевске. Даже ощущения боли от ударов головой о крышу маленького автобуса, который вёз его к дяде Грише, вспоминает с грустью о том далёком времени. Он ехал в неведомый для него город, ехал в своё будущее, которое виделось для него далёким, необъятным. Деревянные одноэтажные дома, каркасно-засыпные бараки, мощёные тёсом тротуары, однолинейные ветки трамвайных путей — всё это родное и близкое и в то же время далёкое эхо послевоенных 50-х годов.
Расставаясь с Ижевском в 1980 году, Александр Васильевич оставлял его другим городом. Он вложил частицу своего сердца, душу и свою энергию в его развитие. С его участием закладывались первые два 80-квартирных панельных дома по улице Труда, ныне улица Ленина, потом построено множество домов под
Административное здание
Ижевского военно-
строительного
Управления. 1980 г.
его непосредственным руководством. Реконструкция заводов и создание целых новых производств — автозавод, мотоциклетное, бумагоделательных машин, радио- и микроэлектроники — всё это построено с участием А.В. Туманова. Профессия строителя стала в Удмуртии самой уважаемой. Достаток в семьях строителей стал выше, чем у работников других отраслей народного хозяйства. Культура строительства, размещение бытовых городков с привозным горячим питанием на крупных объектах — это считалось нормой. Читатель помнит, как В.К. Марисов применял жёсткие меры, чтобы отсыпать шлаком Воткинский тракт, до объектов руки не доходили. А в 70-е годы на крупные объекты он подъезжал на правительственной автомашине «Чайка», проходил по объекту