глаза глядят. Нет, тогда было по-другому. Во-первых, куда пойдёшь? Кто и где тебя ждёт? Вокруг нищета, в каждой семье свои проблемы. Советская власть только устанавливается на об­ломках, оставшихся после польских и немецких интервентов. Вековые традиции бесправно­сти женщины в то время были непоколебимы. Родители определяли, когда и за кого выдать за­муж дочь. А семья жениха высматривала невесту из рода трудолюбивых, чтобы девка была крепкой, работящей, была помощницей в доме, вела хозяйство и рожала много детей.

На второй день после сватовства к Анне пришёл Иван — брат жениха Викентия — и вопреки правилам говорит: «... Ты, Ганна, смотри, я пришёл к тебе не для того, чтобы отбить у него. Он мой брат, я должен его защищать. Но он очень плохой человек. Зная тебя как трудолюбивую, уважаемую на селе девушку, прошедшую войну в партизанах, мне жаль, что ты выйдешь за него замуж. Доброй жизни у тебя с ним не будет. Ты с ним горя хватишь. Он лентяй …».

Анна Савицкая была сама не своя. Вече­ром — сватовство против её воли. Ночью мать в грубой форме хотела выгнать её из дома. Трудно было понять, осознать, почему судьба к ней так несправедлива. Тут ещё его брат пришёл, и чаша терпения переполнилась. В доме разразился новый скандал, мать выгнала вон брата жениха и снова начала оскорблять дочь, принуждая её к замужеству.

По деревне разлетелась молва, что Ганна Са­вицкая выходит замуж за Викентия Ковалевского. Для односельчан эта новость была как гром среди ясного неба. Одни говорили, что они не пара друг другу, другие молвили: «Так Богу угодно. Она грамотная, работящая, а ему, лентяю, будет удобно под боком надёжной женщины. Всё в природе сбалансированно». Завертелась подготовка к свадьбе, словно старое коле­со из телеги, которое дети Константина Савицкого сбрасывали с деревенского откоса. Оно, подпрыгивая, катилось вниз, набирало скорость. Так и подготовка к свадьбе — чем ближе день, тем больше хлопот.

Невзирая на сложности жизни, тяжёлый труд, плохие бытовые условия из века в век полешуки сверяли свою жизнь по православному кален­дарю. Соблюдали все православные празд­ники. Свадьба тоже назначалась на угодный Богу день. Например, по весне знали, что 17 марта — Алексей Водотёк. В этот день ждали прилёта аистов. Говорили: «Алексей сети ставит, лодки смолит. На Алексея рыба идёт на нерест, корова на верес, а бортник на хвою». Так и в осенний период после уборки урожая назнача­лись свадьбы.

Анна не отмечала православные праздники, но противиться, высказывать своё мнение не спешила. Она была частью того общественно-политического, христианского уклада жизни, который сложился столетиями. Не участвовала


Предыдущая страница 1 . . . . . 75 76 77 78 79 80 81 . . . . . 109 Следующая страница