глаза глядят. Нет, тогда было по-другому. Во-первых, куда пойдёшь? Кто и где тебя ждёт? Вокруг нищета, в каждой семье свои проблемы. Советская власть только устанавливается на обломках, оставшихся после польских и немецких интервентов. Вековые традиции бесправности женщины в то время были непоколебимы. Родители определяли, когда и за кого выдать замуж дочь. А семья жениха высматривала невесту из рода трудолюбивых, чтобы девка была крепкой, работящей, была помощницей в доме, вела хозяйство и рожала много детей.
На второй день после сватовства к Анне пришёл Иван — брат жениха Викентия — и вопреки правилам говорит: «... Ты, Ганна, смотри, я пришёл к тебе не для того, чтобы отбить у него. Он мой брат, я должен его защищать. Но он очень плохой человек. Зная тебя как трудолюбивую, уважаемую на селе девушку, прошедшую войну в партизанах, мне жаль, что ты выйдешь за него замуж. Доброй жизни у тебя с ним не будет. Ты с ним горя хватишь. Он лентяй …».
Анна Савицкая была сама не своя. Вечером — сватовство против её воли. Ночью мать в грубой форме хотела выгнать её из дома. Трудно было понять, осознать, почему судьба к ней так несправедлива. Тут ещё его брат пришёл, и чаша терпения переполнилась. В доме разразился новый скандал, мать выгнала вон брата жениха и снова начала оскорблять дочь, принуждая её к замужеству.
По деревне разлетелась молва, что Ганна Савицкая выходит замуж за Викентия Ковалевского. Для односельчан эта новость была как гром среди ясного неба. Одни говорили, что они не пара друг другу, другие молвили: «Так Богу угодно. Она грамотная, работящая, а ему, лентяю, будет удобно под боком надёжной женщины. Всё в природе сбалансированно». Завертелась подготовка к свадьбе, словно старое колесо из телеги, которое дети Константина Савицкого сбрасывали с деревенского откоса. Оно, подпрыгивая, катилось вниз, набирало скорость. Так и подготовка к свадьбе — чем ближе день, тем больше хлопот.
Невзирая на сложности жизни, тяжёлый труд, плохие бытовые условия из века в век полешуки сверяли свою жизнь по православному календарю. Соблюдали все православные праздники. Свадьба тоже назначалась на угодный Богу день. Например, по весне знали, что 17 марта — Алексей Водотёк. В этот день ждали прилёта аистов. Говорили: «Алексей сети ставит, лодки смолит. На Алексея рыба идёт на нерест, корова на верес, а бортник на хвою». Так и в осенний период после уборки урожая назначались свадьбы.
Анна не отмечала православные праздники, но противиться, высказывать своё мнение не спешила. Она была частью того общественно-политического, христианского уклада жизни, который сложился столетиями. Не участвовала