ливыми глазами на их груди, выглядывающие из-под расстёгнутых льняных кофточек, оголённые бёдра и гибкий стан. Сладость красоты и молодости, исходящая от этих разморённых летним зноем женщин, которые выполняли тяжёлый крестьянский труд, манила пана-поляка. От истомы и влечения у него кружилась голова, и он, как мартовский кот, выслеживал свою добычу и бросался на неё что есть сил.
Радзивилл всеми способами пытался заманить молодую крестьянку в свои владения. Мужчины-полешуки не давали в обиду своих жён и дочерей, пусть знает пан-поляк, что они продают ему свой труд, а не совесть и честь. Не любили белорусы Радзивилла, он об этом знал и один из первых после захвата Гитлером Польши 10 сентября 1939 года собрал наиболее ценные вещи и с семейством покинул Белорусское Полесье.
Радзивиллы были полновластными хозяевами земли и жизни в этих местах. Их как классового врага рисует в своей поэме «Новая Земля» белорусский советский писатель, поэт и переводчик Якуб Колас. Поэма рассказывает о нелёгкой судьбе семьи лесника Михаила, его жены Ганны и семерых детей, работающих на панов Радзивиллов.
….Яё жаночая работа
I гэта вечная турбота
То каля печы, то на полi,
Сказаць, не зводзiцца нiколi.
Адно прыпынiш – там другое,
Глядзiш, як бачыш, набяжыць,
I ручак некалi злажыць –
Жыццё жаночае такое!
Так i цяпер: печ зачынiла,
Работу ў хаце прыпынiла –
Iдзi ў гарод ты па бацвiнне:
Другi раз есцi просяць свiннi.
А гэты Юзiк-шалянiца,
Малы яшчэ, зусiм дурнiца,
Так пад нагамi и таўчэцца
Або, як хвост той, валачэцца
I ад работы адрывае
I толькi сэрца ад'ядае.
Образ белорусской женщины воспевался во все времена, начиная с древней белорусской письменности до наших дней. Её женственность и красота, жертвенность и безграничная терпимость, её внутренний мир и место в обществе.
Очень близка белорусскому народу по духовному складу просветительница Ефросиния Полоцкая, радевшая за налаживание взаимопонимания между людьми и установление мира во время феодальных междоусобиц в Полоцке в середине XII века.
Не ослабевало давление, репрессии со стороны польской шляхетской власти на белорусов-полешуков. Тюрьмы Пилсудского наполнялись патриотами — борцами за свою самобыт-