ления не могла позволить себе лечение, два злотых — это пуд зерна. Дедушка Анны, очень добродушный, уравновешенный человек, любивший детей и внуков, часто повторял: «Берегите себя, болезней вокруг нас много, а здоровье одно». Мудрость деда Тимофея не теряет своей актуальности по сей день.
Детские воспоминания всегда самые яркие. Крикливая бабушка Мария, добродушный дедушка Тимофей, суховатая к детям мать Марина и любящий их отец Константин создавали ту гармонию теплоты и уюта в доме, без которой не мыслили своей жизни подрастающее поколение Савицких. Анна Константиновна вспоминает: «… тогда, до войны, казалось, не только легче жизнь складывалась, даже солнце лучше прогревало нашу землю. Звонче звенели песни, ярче смотрелись домотканые льняные кофты, платки. Для меня было особым праздником, когда по воскресеньям в сентябрьские дни мы с отцом выезжали в Столин на кирмаш — ярмарку. Из многих сёл крестьяне стекались сюда для того, чтобы продать или купить товар. Женщины в домотканых одеждах, разноцветных платках, белых онучах и новых лаптях выглядят нарядно. Мужики в соломенных шляпах, льняных рубахах тащат плетёные корзины с товаром. Море разноцветных шляп и женских платков. Вспоминаю об этом и словно вновь слышу людской гомон, вижу пёструю толпу».
Тяжело было работать в поле, Анна больше любила ухаживать за коровами, лошадьми.
Вместе с отцом водили лошадку к кузнецу, чтобы на зимний период подковать ей копыта. Как правило, здесь собирались и другие крестьяне. Рядом стоявшие лошадки ржали, пытались схватить друг друга за холку. Кузнец сноровисто подлезал под брюхо лошади, брал ногу между своих колен и очищал щёткой копыто, потом самодельным острым ножом подрезал изношенные места, подгонял металлическую подкову, только что охлаждённую в воде, и такими же самодельными гвоздями крепил её к копыту.
Наделы земли, пусть небольшие, были в собственности крестьян, потом их стали отбирать, отдавать помещикам, оставили только маленькие участки возле хат. Этого явно не хватало для того, чтобы вырастить урожай на всю семью. Хлеба было недостаточно, приходилось искать дополнительный доход. При этом обязательно платили оброк пану-помещику, есть у тебя зерно или нет, а то, что должен — отдай. Польские власти назначали своего старосту и полицейского, которые зорко следили за выполнением обязанностей крестьянами-белорусами. Многие вынуждены были работать на помещичьих землях Кароля Радзивилла, который имел огромную великолепную усадьбу в Маньковичах вблизи города Столина. Молодые девки боялись идти к нему на заработок. Он имел привычку выезжать на двухколке, запряжённой парой гнедых жеребцов, в поле, где работали статные, крепкие, красивые женщины, которые излучали энергию молодости, и смотреть похот-