Л.Н. Толстого «Война и мир», хотя и привёл несколько примеров из данного произведения, вспомнил высказывание о Наполеоне по этому вопросу академика Евгения Тарле, а на основе романа «Красное и чёрное» французского писателя Стендаля. Такой подход к истории Отечественной войны 1812 года в корне отличался от устоявшейся историографии того периода. Мари-Анри Бейль, вошедший в историю литературы под псевдонимом Стендаль, был не только писателем, а соратником Бонапарта, интендантом армии Наполеона, разведчиком. Преодолел тяготы зимнего перехода во время бегства французской армии из России, едва спасся от преследовавших их казаков Платова, видел смерть товарищей в морозных зимних белорусских и литовских лесах. После возвращения в Париж вместе с толпами французов Бейль встречал русскую армию Победителей. Работая дипломатом, он прославился как автор книг о достопримечательностях Италии.

Для ребят была открыта новая страница истории Березинского района, Поплав и в целом Белоруссии.

В вечерние часы Анатолий Якимович брал гитару или другой струнный инструмент и пел любимые песни тех лет: «В лесу прифронтовом», «Огонёк», «Всюду были товарищи, всюду были друзья», «Ой, цветёт калина в поле у ручья», «Враги сожгли родную хату» — эта песня особенно нравилась ему в исполнении Марка Бернеса.

Стихи М.В. Исаковского были по душе Анатолию Климентьевичу. Он с удовольствием исполнял и слушал песни на его стихи, созданные Блантером, Дунаевским, Соловьёвым-Седым. Любимой песней всегда оставалась «Катюша».

Первый учебный год прошёл в заботах и в напряжённой ежедневной работе, оставив о себе добрые воспоминания. Этому способство вала дружеская обстановка в учительском коллективе, уважительное отношение детей и их родителей к учителям. Высоким авторитетом пользовались у односельчан директор школы Иван Лукич Сладко, Леонид Иванович Жуковский, Алексей Григорьевич Жешко, Нина Яковлевна Караканица, Зинаида Ивановна Мордас, Михаил Иванович Романов, Анна Ивановна Карчевская, Ванда Полинаровна Сайковская. Одна из коллег-учителей Галины Алексеевны имела большой для учителя недостаток — при тишине на уроке засыпала. Ученики знали, что после расстрела фашистами её семьи она получила психическое расстройство. Во время урока с ней постоянно разговаривали и таким образом держали её в тонусе. В школе было печное отопление, топили дровами, с заготовкой дров помогали родители и взрослые ученики. Классы освещались керосиновыми лампами. Несмотря на тяжёлые бытовые условия, работали с огромным воодушевлением. Между учителями, учениками и односельчанами поддерживались уважительные отношения. Не бы-                                  


Предыдущая страница 1 . . . . . 41 42 43 44 45 46 47 . . . . . 83 Следующая страница