ков, будучи в Припяти, неоднократно облетал на вертолёте, объезжал на бронетранспортёре территорию Чернобыльской АЭС.
«Когда 2 мая мы с Е.К. Лигачёвым прибыли в Чернобыль, то к тому времени ситуация была уже достаточно изучена, проведены значительные работы по очистке территории, остановке других энергоблоков станции. После посещения нам было легче принять кардинальные меры по устранению последствий аварии», — вспоминал Н.И. Рыжков.
Штаб Правительственной комиссии располагался в здании горкома и горисполкома города Припяти. После эвакуации населения в этом здании кипела работа. Из его окон хорошо просматривался разрушенный корпус четвёртого энергоблока, в особенности его торец с вывернутыми плитами и разбросанными кусками графита. Радиационный фон превышал допустимые нормы, однако руководители штаба, члены Правительственной комиссии были вынуждены находиться здесь по нескольку часов. Обстановка требовала принятия решений именно здесь и как можно быстрее.
Выявилась одна проблема — мешки песка и борную кислоту военным вертолётчикам приходилось сбрасывать в реактор вручную. Но это было явно неэффективно, в первый день сбросили лишь 80 мешков. Тогда генерал-майор Н.Т. Антошкин, руководитель военных, предложил подвешивать на внешнюю подвеску вертолётов тормозные парашюты истребителей.
О предложении вертолётчиков Н.Т. Антошкин доложил на заседании Правительственной комиссии. Из Киевского военного округа поступила первая партия тормозных парашютов. В такие парашюты вкладывали по две с половиной тонны груза, и работа пошла куда активней.
А затем Ю.Д. Маслюков подключил соответствующие предприятия для поставки дополнительных парашютов в зону Чернобыля.
Когда начали сбрасывать свинцовые плиты, потребовались парашюты более прочные, те, что применяются при десантировании бронемашин. В считанные часы он решил и эту задачу.
На одном из заседаний Правительственной комиссии В.А. Легасов заявил, что засыпку реактора необходимо приостановить. Следует изучить температуру реактора и состав выходящих газов. Его предложение было поддержано, однако выполнение этой задачи оказалось сложным. По своим аэродинамическим возможностям вертолёт мог зависать над реактором на высоте от 10 до 500 метров. О десяти метрах не могло идти и речи, приближаться к реактору ниже 200 метров было опасно для жизни. При всей технической сложности и эту проблему разрешили под контролем академика Легасова и Маслюкова.
После изучения поведения реактора были приняты дополнительные меры, в том числе сооружение защитного колпака, названного затем саркофагом. Это предложение учёных Е.П. Велихова, В.Д. Письменного, В.А. Легасова под-