ков, будучи в Припяти, неоднократно об­летал на вертолёте, объезжал на бронетранспортёре территорию Черно­быльской АЭС.

«Когда 2 мая мы с Е.К. Лигачёвым прибыли в Чернобыль, то к тому времени ситуация была уже достаточно изучена, проведены зна­чительные работы по очистке территории, остановке других энерго­блоков станции. После посещения нам было легче принять кардинальные меры по устранению последствий аварии», — вспоми­нал Н.И. Рыжков.

Штаб Правительственной комиссии распола­гался в здании горкома и горисполкома города Припяти. После эвакуации населения в этом зда­нии кипела работа. Из его окон хорошо про­сма­тривался разрушенный корпус четвёртого энер­гоблока, в особенности его торец с вывернутыми плитами и разбросанными кусками графита. Радиационный фон превышал допустимые нормы, однако руководители штаба, члены Правительственной комиссии были вынуждены находиться здесь по нескольку часов. Обстанов­ка требовала принятия решений именно здесь и как можно быстрее.

Выявилась одна проблема — мешки песка и борную кислоту военным вертолётчикам приходилось сбрасывать в реактор вручную. Но это было явно неэффективно, в первый день сбросили лишь 80 мешков. Тогда генерал-майор Н.Т. Ан­тошкин, руководитель военных, предложил подвешивать на внешнюю подвеску вертолётов тормозные парашюты истребителей.

О предложении вертолётчиков Н.Т. Антошкин доложил на заседании Правительственной комиссии. Из Киевского военного округа поступи­ла первая партия тормозных парашютов. В такие парашюты вкладывали по две с половиной тонны груза, и работа пошла куда активней.

А затем Ю.Д. Маслюков подключил соответ­ствующие предприятия для поставки дополнительных парашютов в зону Чернобыля.

Когда начали сбрасывать свинцовые плиты, по­требовались парашюты более прочные, те, что применяются при десантировании бронемашин. В считанные часы он решил и эту задачу.

На одном из заседаний Прави­тельственной комиссии В.А. Легасов заявил, что засыпку реак­тора необходимо приостановить. Следует изу­чить температуру реактора и состав выходящих газов. Его предложение было поддержано, однако выполнение этой задачи оказалось сло­ж­ным. По своим аэродинамическим возможностям вертолёт мог зависать над реактором на вы­соте от 10 до 500 метров. О десяти метрах не могло идти и речи, приближаться к реактору ниже 200 метров было опасно для жизни. При всей технической сложности и эту проблему раз­решили под контролем академика Легасова и Маслюкова.

После изучения поведения реактора были при­няты дополнительные меры, в том числе сооружение защитного колпака, названного затем саркофагом. Это предложение учёных Е.П. Велихова, В.Д. Письменного, В.А. Легасова под-


Предыдущая страница 1 . . . . . 257 258 259 260 261 262 263 . . . . . 333 Следующая страница