чем то, что русские говорят нам и, если на то пошло, собственному народу».
Обвиняли специалистов МАГАТЭ в том, что они, якобы, не предпринимают никаких мер относительно нашей страны. Однако инспекции, побывавшие на станции, убеждались, что работы проводятся грамотно, открыто, многое делается впервые. Горький опыт Чернобыля будет использован затем другими странами, в том числе Японией для ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году.
Правительству приходилось давать пресс-конференции, встречать и провожать многочисленные делегации политических и общественных деятелей, учёных, разъяснять ситуацию по дипломатическим каналам, чтобы эта беда не использовалась в политических целях против нашей страны.
Даже факт крушения 2 октября 1986 года вертолёта Ми-8 и гибели экипажа из четырёх человек некоторые СМИ подали как предпосылку ко второй Чернобыльской катастрофе. А случилось вот что: вертолёт выполнял задание и приблизился к башенному крану, зацепился за трос и рухнул. Экипажи вертолётов проявляли в тот период героизм и мужество, а в данном случае произошла просто трагическая случайность.
Известная певица Алла Пугачёва осенью 1986 года давала концерт в посёлке ликвидаторов Зелёный Мыс, что в семидесяти километрах от ЧАЭС, и в своей песне «Эй, вы, там, на-
верху…» словно обвиняла Правительство перед чернобыльцами.
Вот в такой драматической обстановке, на пределе человеческих возможностей работали и Совет Министров СССР, и все, кто был задействован в ликвидации последствий Чернобыльской аварии. В течение полугода после взрыва четвёртого энергоблока практически все запланированные мероприятия были завершены. Разработали проект и приступили к строительству нового города для работников ЧАЭС и членов их семей — Славутича, в котором 26 марта 1988 года был выдан первый ордер на заселение квартир.
Казалось бы, когда на Политбюро ЦК КПСС рассматривали итоги ликвидации последствий аварии, представляли к награждению орденами и медалями СССР большую группу специалистов разных направлений, проявивших мужество и героизм, следовало бы отметить и тех, кто осуществлял общее руководство. Но решили, что этого делать нельзя. Как, мол, это будет расценено народом? Каково будет общественное мнение?
Этим шагом как бы косвенно подтвердили, что в аварии виновно руководство страны. Хотя эти люди искренне переживали из-за случившегося. Лишая себя сна и отдыха, работали над устранением последствий катастрофы.
Список руководящего состава, подготовленный для награждения, отложили до лучших времён. Но оказалось, что такое время до сих пор