предпринял очень правильный шаг, который не только позволил остановить падение производства, сохранить трудовые коллективы, но и определил судьбу предприятий на десятилетия вперед. Он, будучи первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Е.М. Примакова, в 1998 году собрал во Дворце культуры Воткинского машиностроительного завода руководителей крупных промышленных предприятий и монополистов нефтяной, газовой, железнодорожной отраслей, которые активно закупали изделия для своего производства за рубежом. Юрий Дмитриевич обратился к собравшимся: «Вот вы сидите рядом друг с другом, а за вашими плечами стоят трудовые коллективы, имеющие огромный опыт по выпуску различных промышленных товаров». Затем предложил генеральному директору В.Г. Толмачёву показать на примере Воткинского завода, который в разные годы выпускал пароходы, металлоконструкции для мостов, а ныне выпускает ракеты, что такой коллектив может освоить производство нефтяного оборудования. Ну неужели завод с такой славной историей и большим потенциалом не сможет наладить выпуск станков-качалок? Конечно, сможет! Монополистов же Маслюков упрекнул: «Вы ездили за границу и оставляли там огромные деньги. Договоритесь же здесь и сейчас о возможности выпуска продукции для нефтяной и газовой промышленности, железнодорожного транспорта, о про-
изводстве другой номенклатуры промышленных изделий на российских предприятиях».
Ижевский радиозавод получил мощный толчок к развитию, появились предложения по сотрудничеству в развитии систем сигнализации на рельсовом транспорте. В то время отраслевое министерство ставило задачу применять микропроцессорную технику, приборы на новой элементной базе, такие мы использовали в изделиях для ракетно-космической отрасли. Наш завод начал переговоры с Министерством путей сообщения о производстве автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия. Не скрою, сначала мы отнеслись к поставленным задачам с некоторой долей высокомерия — мы для космоса работаем несколько десятилетий, уж с наземным-то транспортом справимся. Однако всё оказалось не так просто. Нагрузки при движении поездов огромные: во-первых — большая вибрация, во-вторых — температурный режим от –50º C до +50º C и магнитное поле довольно сильное. Был необходим фильтр, который бы пропускал кодовый ток, отсекая все прочие токи, в том числе наводки от радиосвязи и электрооборудования локомотива. Совместно с Всероссийским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте