развитие наши совместные разработки получили при Геннадии Матвеевиче Фадееве, который занял твёрдую позицию работать только с промышленными предприятиями России. Таким образом, благодаря влиянию сверху выстроилась чёткая структура взаимодействия.
Идея применения микропроцессорной техники в железнодорожном транспорте существовала, но её необходимо было воплотить в жизнь, причём с использованием спутниковой навигационной системы. ВНИИАС не мог реализовать такое конструкторское решение, поэтому эта задача была поставлена перед нашим коллективом. Требовалось разработать устройство, обеспечивающее отображение на локомотивном светофоре показаний находящегося впереди напольного светофора и автоматическую остановку локомотива перед запрещающим сигналом, не допускающее несанкционированное движение локомотива, определяющее расстояние до ближайшего путевого объекта, контролирующее разрешённую скорость движения и т.п., при этом для определения координат должна была использоваться система спутникового позиционирования. Созданное нами комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) помимо перечисленных функций осуществляет контроль бдительности машиниста, следит за состоянием системы тормозного оборудования и информирует машиниста о её состоянии, регистрирует параметры движения и основные показатели работы системы на электронном носи-
теле. После каждой поездки машинист сдаёт данные с регистратора в диспетчерскую службу для анализа действия экипажа поезда и выявления допущенных ошибок. Такой тотальный контроль за работой машиниста в течение всего пути дисциплинирует экипаж и позволяет снизить количество аварий на железнодорожном транспорте.
Вот такой резкий поворот в судьбе Ижевского радиозавода произошёл тогда на совещании в городе Воткинске благодаря Ю.Д. Маслюкову. Мы поняли, что на одном космосе не проживём, необходимо заняться безопасностью движения поездов.
Сегодня мы прочно заняли нишу оснащения всех поездов, курсирующих на бескрайних просторах России, нашими системами безопасности: КЛУБ-У, КЛУБ-УП, ССПС-КХ. Они работают надёжно. Этот дополнительный объём работы с учётом выпуска традиционных для предприятия изделий тогда, в те сложные кризисные годы, помог коллективу выстоять, а сейчас — работать стабильно.
Мы, заводчане, с гордостью вспоминаем эти трудные решения. Нам хватило знаний и опыта, усердия и трудолюбия, чтобы применить космические технологии на железной дороге. Продолжаем работу в данном направлении по заказу ОАО «Российские железные дороги». Наша система безопасности значительно облегчает работу диспетчеров, и сейчас ни один новый локомотив не выходит на линию, если он не осна-