проявились великолепные инженерные знания Ю.Д. Маслюкова, его умение видеть главное в изучаемом вопросе, талант руководителя. С ужасом наблюдаю, что сегодня происходит с энергетическим комплексом страны. Раньше это была главная движущая отрасль — «белое золото» страны. Определялись стратегические направления её развития. Все электростанции входили в единую энергетическую систему. Сейчас же произошло разъединение, следствием которого стало то, что дирекция Саяно-Шушенской электростанции лишилась права самостоятельно определять необходимость проведения технических, ремонтных работ и профилактических мероприятий. Всё стало подчиняться экономической выгоде определённого круга лиц: выкачать прибыль из действующих агрегатов, не вложив в их развитие и модернизацию ни единого рубля. Всё это было указано в докладе экспертной группы.
Второй пример. В Государственную Думу поступил проект закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Этот Федеральный закон № 384-ФЗ был принят 30 декабря 2009 года. Юрий Дмитриевич как председатель Комитета по промышленности создал группу и поручил мне подготовить обоснование. Мы подготовили ему материалы, на основании которых и с позиции своих знаний он резко выступил на пленарном заседании Думы, указав, что количество аварий увеличивается, а строительные нормы и правила практически сводятся
к нулю, СНиПы и ГОСТы в строительстве применяются на добровольной основе. В своём выступлении он также обозначил, что с учётом применения новых технологий, современных материалов и техники устарели не технические, призванные быть обязательными, чтобы не допустить брака, разрушения зданий и конструкций, а экономические нормативы. Благодаря настойчивости Юрия Дмитриевича и его авторитету среди депутатов Думы некоторые положения проекта закона изменили. В частности, в статье 42 записано, что Правительство должно утвердить Перечень обязательных нормативных документов, число которых в советский период было около 1200, сейчас же Правительство России рассматривает лишь 91 обязательный документ, а все остальные внесены в добровольный перечень. Учитывая, что их вовсе хотели отменить, это хоть и небольшая, но победа. Я убеждён, что жизнь заставит вернуться ко многим техническим правилам, выработанным на больших стройках советского периода, так как они писались пóтом и кровью многих поколений строителей.
Первая наша встреча состоялась в суровую зиму 1969–1970 годов на строительстве Ижевского автозавода после возвращения из Франции, где мы побывали в компании «Рено», принимая участие в приёмке технической части проекта. Юрий Дмитриевич тогда был назначен главным инженером, а я к этому времени уже возглавлял строительный комплекс, будучи за-