данные о количестве кубометров земли, вырытой под котлованы при монтаже фундаментов, можно ли сосчитать, сколько забито железобетонных свай и металлического шпунта в болотистых местах и вблизи Ижевского пруда под строительство огромных корпусов, сколько вложено монолитного бетона и тонн арматурных сеток, сколько привезено и перекрыто пролетов в будущих цехах 24-метровыми железобетонными балками и металлическими фермами, сколько оштукатурено! Читатель, хотя бы немного имеющий представление о стройке, поймет, что это, прежде всего, титанический труд — умственный и физический — дирекции завода, проектировщиков и самих строителей.
Это тот труд, венцом которого созданы и стали на защиту нашей Родины прославленные зенитно-ракетные комплексы, в том числе знаменитый модернизированный «Тор-М1», который даже в XXI веке имеет повышенный спрос во многих странах мира.
МНЕ, КАК СВИДЕТЕЛЮ И НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ УЧАСТНИКУ ЭТИХ СТРОЯЩИХСЯ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ, неоднократно проводившему оперативные совещания — планерки на испытательной базе завода «Купол», цехе цветного литья, вспоминается подготовительная работа. Где найти дополнительные площади на изготовление отдельных узлов и новое опытное производство ЗРК «Тор»? Все работы велись в сверхсекретном режиме. После Д.Ф. Устинова заводами Удмуртии плотно занимался Ю.Д. Ма-
слюков. Однажды, в начале 80-х годов мы с А.М. Демидовым сопровождали его в г. Воткинск, по возвращении вечером заехали на строящуюся площадку около Ижевска. Осветив территорию фарами машин, увидели площадку, на которой можно быстрыми темпами собрать из панелей корпус. Здесь же было принято решение, и буквально со следующего дня А.В. Воскресенский открыл заказ, и началось строительство корпуса с листа, т. е. проектировщики привязали к местности аналогичный корпус, который был возведен ранее. Задание строителями было выполнено за 9 месяцев, а Ижевский электромеханический завод приступил к изготовлению нового зенитно-ракетного комплекса.
Особой страницей в летопись треста вошли сданные в эксплуатацию корпуса, инженерные коммуникации, Дворец культуры и базы отдыха ордена Ленина (1961 г.), Октябрьской Революции (1976 г.), ордена Трудового Красного Знамени (1970 г.) Ижевского мотозавода.
Размещенная в центре города, зажатая между жилыми домами улиц Горького и Красной, переулком Красногеройским и ул. Бородина, на возвышенности с перепадом в шесть метров, заводская площадка создавала для строителей свои сложности. С 50-х до 90-х годов трестом здесь введены в строй корпуса №№6, 12, 18, 9, 25, 28, 19, высотный инженерно-лабораторный корпус, корпус микроэлектроники №26 площадью более 20 тысяч кв. м, цеха по производству магнитофонов. Построены новые корпуса за-