чески привлекающий своей мощью и таинственностью стартовых площадок космодром подвергся разграблению. Из сорокатысячной группировки строителей и обслуживающего персонала оставалось от силы тысячи три. Город Ленинск, ранее утопавший в зелени цветочных палисадников, встретил нашу делегацию выбитыми окнами в домах, без водоснабжения. В больницы, роддом вода привозилась в определенные часы. Котельная, как сердце города, выведена из рабочего состояния. Автобаза на 250 автомашин разрушена. В соответствии с планом мы должны были облететь огромную территорию космодрома на вертолетах. Запросили через Министерство иностранных дел разрешение суверенного государства Казахстан, но получили отказ. Пришлось объезжать на микроавтобусах в жаркий, знойный период все стартовые площадки, городки, взлетно-посадочную полосу, где приземлялся знаменитый космический корабль «Буран». В это же время лучшие специалисты бросали свои дома в г. Ленинске и уезжали, а местные, в основном казахи, не владели навыками содержания такого сложного хозяйства, и очень правильно, что российское государство взяло у Казахстана космодром в аренду. Это спасло от полного уничтожения уникальный объект для России, Казахстана и в целом для мировой науки.
Силами Спецстроя России были восстановлены ряд объектов, жилых домов, водопровод.
На космодроме Байконур мы оставили добрый след.
В этот переломный для истории нашего Отечества период многое сделано. Общаясь с А.В. Тумановым, наряду с теми задачами, которые необходимо было решать ежедневно, чувствовалось, что он не скрывает своей любви к Удмуртии и даже иногда называет себя удмуртом. Никогда не стыдится своего простого, крестьянского происхождения, рабочей закалки. Помнит по именам всех тех, с кем приходилось работать в Ижевске. Как руководитель, он одинаково относился ко всем, но так сложилось, что в тот период больше уделял внимания раз-