партийного комитета строительного комплекса автозавода, Бенциан Трахтман — начальник штаба строительства автозавода, человек-легенда среди строителей, бывший начальник строительства Волго-Балтийского канала.
Вошедшие представили нам заведующего отделом городского комитета КПСС Растема Заппарова. Увидев его, невысокого ростом, мы тут же съехидничали: «Ничего себе горком партии — метр с кепкой». Затем перед активом выступил Б. Трахтман с подробным анализом строительства главных объектов автозавода, рассказал о поставленных задачах. Ю.П. Кудяшев доложил о том, как комсомольцы Удмуртии готовятся встретить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. А когда предоставили слово Р.Н. Заппарову, он вышел в центр зала и произнёс убедительную речь о том, какие меры предпринимает горком КПСС по координации действий строителей и субподрядных организаций, по скорейшему пуску главного конвейера автозавода. Речь Растема Заппарова понравилась, зал аплодировал, а я, чтобы сгладить ранее сказанную неуместную шутку про «метр с кепкой», назвал его великим оратором, сравнив с древнеримским Цицероном. А затем, чтобы убедительнее выглядеть в глазах девушек, стал рассказывать о самом Цицероне.
Когда выступил М.В. Чупа и зачитал решение об итогах социалистического соревнования, оказалось, что моя рота вошла в число победителей и мне, в знак поощрения, вручили дип-
Р.Н. Заппаров
лом, вымпел и талон на приобретение мотоцикла «Иж-Юпитер». Растем Заппаров пожал мне руку при вручении и спросил: «Ты, лейтенант, где взял такую редкую для наших мест фамилию? Куда на мотоцикле поедешь?». Что я сказал о своей фамилии, сейчас уже не помню, а то, что мотоцикл отправлю в Белоруссию родным для использования его на сельскохозяйственных работах, ответил точно. Добавлю к этому, что тот мотоцикл служил моим родственникам-крестьянам лет 20, он был лучше «Иж-Планеты», которую я отправлял им впоследствии.
Так 40 лет назад произошла моя первая встреча с замечательным человеком, верным товарищем и другом — Растемом Нургаяновичем Заппаровым.