тута награждаются дипломами и медалями ВДНХ. Активно развиваются мотоцикло- и автомобилестроение.
В эти годы город Ижевск начинает своё динамичное развитие. В 1962 году в городе восстанавливается деление на районы после неудачного эксперимента по его упразднению по примеру города Тулы. Депутат Верховного Совета СССР Д.Ф. Устинов привлекает сюда новые производства, что положительно влияет на развитие города. О том, что Ижевск занимал лидирующие позиции в области машиностроения среди других городов, свидетельствует тот факт, что 12–14 октября 1964 года здесь проводилось Всесоюзное совещание по точным заготовкам, на которое были приглашены председатели Совнархозов, секретари обкомов партии со всего Союза. Конечно, в нём приняли участие и работники Миноборонпрома. Юрий Маслюков, как и другие ведущие специалисты, был привлечён к подготовке выставок и их демонстрации участникам совещания. Вот как об этом периоде жизни вспоминал перед своим 70-летним юбилеем сам Ю.Д. Маслюков: «Сотрудники коллектива, в котором я работал, по уровню образования ничем не отличались от передовых учёных Ленинграда. Я втянулся — защитил диплом по автомату Калашникова. В 1962 году приехал обратно уже как дипломированный специалист. Конечно, прежний Ижевск сильно отличался от сегодняшнего, мощного и перспективного города. Дощатые тротуары, деревян-
ные цеха заводов. Особенно запомнились однопутные трамвайные линии, трамвай постоянно сходил с рельс, и тогда пассажиры выходили из вагона и все вместе ставили его обратно. Тогда я уже был женат, подрастал маленький сын, а с жильём были большие проблемы, мы три года снимали углы по частным квартирам, но это было неважно. Работы было очень много, и внимание на подобных мелочах не заострялось».
12 июня 1965 года состоялись коллегия Министерства оборонной промышленности и совещание у Д.Ф. Устинова о выпуске в Ижевске малолитражных автомашин. 25 июня 1965 года министр С.А. Зверев подписал приказ № 86, которым обязал директора завода «Ижмаш» И.Ф. Белобородова организовать производство, а 6 марта 1966 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 174-56 о создании на Ижевском машиностроительном заводе производства легковых автомобилей. Эти решения сыграют важную роль в судьбе Юрия Дмитриевича, когда развернётся масштабное строительство новых цехов для выпуска машин.
Первая машина марки «Иж» сошла с «малого конвейера» Ижевского автозавода 12 декабря 1966 года. Становление автопроизводства началось с так называемого «малого автозавода» — экспериментального предприятия, разместившегося на реконструированных площадях НИТИ «Прогресс». Здесь были собраны первые автомашины. Кузова к ним поступили с московского АЗЛК, узлы и агрегаты — с пред-