— «Молдавский старец Паисий Величковский, 1722–1794», Почаев, 1902 год;
— «Мои наблюдения и размышления по поводу первой своей архиерейской поездки по Волынской епархии», Почаев, 1905 год;
— «Слово на день Трёх Вселенских святителей», Почаев, 1905 год;
— «Несколько мыслей по церковно-школьному делу», Почаев, 1906 год;
— «По сёлам Волыни», Почаев, 1907 год.
На ректорском посту Волынской духовной семинарии он ведёт просветительскую работу и среди православных — против влияния католицизма на их умы, и среди католиков, искренне желая убедить их принять православие.
Объезжая приходы, Амвросий видел, как наступает, ведёт активную работу и укрепляется Украинская греко-католическая униатская церковь, которую с 1900 года возглавлял митрополит Галицкий, архиепископ Львовский Андрей Шептицкий. Он был выходцем из богатого знатного рода. В 1905 году открыл во Львове национальный музей, покровительствовал художникам, финансировал другие сферы общественной жизни. Входил в Галицкий сейм. По своим убеждениям был ярым противником русской православной церкви, выступал с антироссийскими проповедями. Как ректор духовной семинарии Амвросий не мог с этим мириться, истово отстаивал православную веру.
Он был верен себе, своим политическим и религиозным убеждениям, которые формирова-
лись с детства и юности. В спасении души человеческой под сенью православной церкви он нашёл смысл жизни.
Впоследствии Амвросий рассказывал, что происходит из среды бедного мещанства, но за это благодарит Господа, потому что жизнь в этой среде с детства приучила его не только умом, но и сердцем знать и понимать, что такое нужда и бедность.
«Промыслу Божию угодно было поставить меня в такие условия, — говорил он, — чтобы первые лучи моей сознательной жизни и движения моей мысли и сердца… были поражаемы горем и горькими слезами близких… и дорогих мне людей, тяжко страдавших от человеческой грубости, духовной темноты и невежества. И под такими безотрадными впечатлениями прошли… все годы моей юности. Вследствие того… в сердце юноши стал вырисовываться с большей и большей определённостью и ясностью путь такой жизни, при которой бы явилась возможность… все свои силы посвятить на спасение родного народа от окружающей его… духовной тьмы — этой главнейшей виновницы почти всех его бедствий и страданий».
Духовным ориентиром юного прихожанина Василия Гудко мог стать жизненный подвиг известного общественно-религиозного деятеля Речи Посполитой, игумена Свято-Симеоновского монастыря Афанасия Брестского (Филиппóвича), который посвятил свою жизнь борьбе против Брестской унии 1596 года и за объеди-