В коллективе СУ-11
В неполные 25 лет Александр Туманов, оставив комсомольские дела, приступил к линейной работе в СУ-11, ему поручались самые ответственные объекты. Руками этого коллектива выполнена жилая застройка Городка строителей, введены в строй Стан «450», ТЭЦ-1, четвёртая мартеновская печь, заводы керамических материалов и ячеистого бетона, первая очередь ДСК, Дворец культуры «Машиностроителей», монумент «Навеки с Россией», практически все цеха и производства двух гигантов индустрии — Металлургического и Машиностроительного заводов. Здесь были сосредоточены лучшие кадры строителей треста, их авторитет был непререкаемым. Работать здесь считалось честью. Это была настоящая школа жизни. Приняли Александра Туманова в коллективе как родного. Знали ещё по работе в арматурном цехе, а впоследствии как секретаря комитета комсомола треста. Но знать по старому месту работы — это одно, а начинать всё сначала в новом коллективе — доказывать своей работой, что ты действительно обладаешь теми качествами, о которых о тебе говорили, — совсем другое. Контора управления располагалась в бараке по Седьмой улице, напротив Металлургического завода, рядом расширялось строительство ДСК и железобетонного завода треста «Гражданстрой». Начальником СУ-11 был Борис Алексан-
Александр Туманов (в центре) на строительном объекте СУ-11 «Ижпромстроя». 1964 г.
дрович Михайлов. Назначили Александра Туманова на должность инженера по технике безопасности. Но практика стройки вносила свои коррективы. Постоянно приходилось работать на строительных участках. Объекты технически сложные. Приступали к строительству огромного корпуса — электросталеплавильного цеха (ЭСПЦ) Металлургического завода, механосборочного корпуса (МСК-11) Машиностроительного завода для изделий главного конструктора М.Т. Калашникова, строили жильё, детские сады. Это была особая работа с её неповторимым колоритом жизни. Основные строительные работы велись в три смены. Механизация труда была на низком уровне, практически всё делалось вручную. Ещё оставались профессии землекопа, коновозчика. Последнего коновозчика в СУ-11 уволили в 1964 году.