ной линии по направлению от станции Балезино Пермской железной дороги до Астрахани» и приказом наркома путей сообщения от 30 ноября 1941 года уже в декабре началось строительство железнодорожной линии Ижевск–Балезино.
Были мобилизованы все внутренние резервы преимущественно колхозов Удмуртии. В зимние морозы в основном ручным способом шла разработка мёрзлого грунта, люди находились на грани выживания. При этом не хватало продуктов питания, работники болели сыпным и брюшным тифом, дизентерией, скарлатиной, корью, простудными заболеваниями.
Жители Удмуртии, направляемые неудержимой волей к Победе над врагом, далеко в тылу России совершили трудовой подвиг — линия железной дороги была сдана в эксплуатацию. По ней идут поезда и в наши дни. Население Удмуртии терпело невзгоды и лишения, трудилось на пределе человеческих сил, но жителей этого уральского региона не покидало чувство сострадания к людям, оказавшимся на оккупированной территории. Патриотическое движение для оказания помощи освобождённым от фашистской оккупации районам стало в Удмуртии всеобщим.
Только в 1944 году республика отправила в Белоруссию более 130 вагонов с промышленным оборудованием, сельскохозяйственными машинами и инвентарём, металлом, строительными материалами. Совхозы, МТС, колхозы Уд-
муртии поставили в Белоруссию 40 тракторов, 700 плугов, 50 культиваторов, 60 сортировок, 100 сеялок, 66 жнеек, 33 косилки, 110 лошадей с полной упряжью, 1000 коров, 270 свиноматок. Сарапульский горпромкомбинат послал в Гомель оборудование и инструмент для деревообрабатывающих мастерских. Швейная фабрика города Сарапула отправила швейный агрегат на десять рабочих мест с электрооборудованием и запасными частями. Предприятия местной промышленности отправили мебель и бельё в детский дом и в детский сад на 50 мест каждый. Медработники предоставили комплект оборудования для сельских больниц и детских яслей. Лесозаготовительные организации отправляли