тизанами соединения, которым мне поручено было командовать, уничтожено более 36 тысяч немецких солдат и офицеров, пущено под откос 350 железнодорожных эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами противника.

Всеми силами старались приблизить желанный час встречи на освобождённой от немецких оккупантов земле. И этот час настал, мы снова вместе. Но мы не бросаем оружия. Враг разбит, но ещё не добит. Все наши усилия сейчас направлены к тому, чтобы добить врага в его собственной берлоге…».

Дивизионный поэт Юрий Шаврин, участвовав­ший в боях за освобождение Белоруссии в со­ставе стрелковой дивизии, сформированной в Удмуртии, в январе 1944 года в стихотворении «Дорога на Запад» писал:

Вдоль дороги белеют,

Искрятся поля.

В белой пене стволы тополей.

Мы пришли,

Мы вернулись, родная земля,

Так встречай же родных сыновей!

Мы, волнуясь, пришли,

Но тебя не узнать:

Ты от горя совсем поседела…

Да, Белоруссия поседела от горя, пролитой крови, потеряла каждого третьего своего жите­ля. По советской статистике, 380 тысяч её граждан угнаны на каторжные работы в Германию,

среди них была жена моего брата, боевого партизана Владимира Украинца — Ольга Константиновна Стемпковская.

В Белоруссии были разрушены все промышленные предприятия, уничтожено 74% жилого фонда городов. В сельской местности фашисты сожгли 1200 построек, в Германию вывезены сельхозтехника, угнано 70% поголовья крупного рогатого скота. Только учтённый ущерб, причи­нённый гитлеровскими оккупантами Белоруссии, составил 75 миллиардов рублей по госу­дарственным ценам 1941 года.

Удмуртский край, его народ в голоде и холо­де, отправив на фронт своих лучших сынов и до­черей, ковал оружие Победы. К станкам и вер­стакам стали дети, старики и женщины. Толь­ко один Ижевский машиностроительный завод в сутки выпускал более 11 тысяч винтовок — таким количеством стрелкового оружия можно обеспечить целую дивизию. Воткинский машиностроительный завод поставил фронту более 52 тысяч артиллерийских пушек, работали на фронт предприятия города Сарапула. Население Удмуртии совершило подвиг, построив железнодорожную линию Ижевск–Балезино про­тяжённостью 105 километров. Сроки были жёсткие. Для переброски эшелонов с боевой тех­никой и живой силой по железной дороге с востока на запад необходимо было расширение сети дорог. Постановлением ГКО от 25 ноября 1941 года «О строительстве Заволжской рокад-


Предыдущая страница 1 . . . . . 98 99 100 101 102 103 104 . . . . . 109 Следующая страница