Украинец Николай Дмит­риевич — член Союза писателей Рос­сии, Почётный стро­итель России.

Читать далее...

   
К списку публикаций Следующая публикация

ЕЕ ТРУД И ОБАЯНИЕ НЕ ПОМЕРКЛИ В НАШИХ СЕРДЦАХ

Столица Удмуртии стала ее второй Родиной

ФЕВРАЛЬ ДЛЯ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ ЗОИ АЛЕКСЕЕВНЫ БО­ГОМОЛОВОЙ СТАЛ ОСОБЫМ МЕСЯЦЕМ. С 5 числа, дня ее рождения, в некоторых библиотеках города Ижевска и республики в память о З.А. Бо­гомоловой проводятся читательские конференции, оформляются выставки ее книг. В ДК «Строитель» прошел литературный вечер, на котором высту­пающие говорили о творчестве Зои Алексеевны, а также звучали стихи и песни поэта, композитора Сергея Русских в его исполнении. Стало доброй традицией посещение могилы З.А. Богомоловой на Хохряковском кладбище города Ижевска. Те, кто и не смог участвовать в мероприятиях, вышли на связь через интернет или телефон. Вспоминают добрыми словами Зою Алексеевну. Она была лидером, маяком среди творческой интеллигенции республики, любимым педагогом, учителем у студентов, аспирантов Уд­муртского государственного университета. Неукротимый характер, высокое трудолюбие, широта и глубина знаний русской, советской литературы поднимали ее до уровня литературных классиков России. Обладала искрометным ораторским искусством, женской красотой и обаянием.

Приехав в 1958 году в Ижевск преподавателем русского языка и литературы из Муромского пединститута, Зоя Алексеевна сразу заняла активную жизненную позицию. Вывела себя из рамок рутинной повседневной работы простого преподавателя Удмуртского государственного педагоги­ческого института. Используя свои знания, ранее приобретенные связи в литературных кругах, она стремится познать высоту творческой лаборатории советских писателей. Ее Союз писателей при­глашает на семинары, делать рецензии на издаваемые художественные произведения, в творческие поездки по местам литературной славы России: Дом-музей А.Т. Твардовского, А.С. Грибоедова, Ясную Поляну Л.Н. Толстого, в Константиново Рязанской области на родину Сергея Есенина. Она выступает с докладами, печатается в литературных журналах. В 1954 году участвует на втором Всесоюзном съезде Союза писателей СССР. Потом будет делегатом всех последующих съездов писателей Советского Союза и России, съездов писателей Удмуртии. Видела, слышала и общалась с выдающимися литераторами ХХ столетия: М.А. Шолоховым — Лауреатом Нобелевской премии, А.А. Фадеевым, А.Н. Толстым, А.Д. Дементьевым, Ю.В. Бондаревым, К.М. Симоновым, Р.Г. Гам­затовым, А.А. Сурковым, И.П. Шемякиным, В.Ф. Боковым, В.В. Карповым, И.Ф. Стаднюком, Э.Б. Ме­желайтисом, Мустаем Каримом и другими классиками советской литературы. Со многими вела переписку, а с А.А. Сурковым имела дружеские семейные отношения, с В.Д. Боковым, В.В. Кар­повым, Мустаем Каримом, Валентином Сорокиным решали многие литературные вопросы.

В семейном архиве Зои Алексеевны сохранились письма, открытки этих выдающихся деятелей культуры. В те годы она становится матерью-защитницей удмуртских писателей и поэтов. Помогает им печататься в российских изданиях, оказывает содействие в приеме Членами Союза писателей России, защищает их интересы. Наиболее знаковым событием того времени была реабилитация Кузебая Герда (Чайникова), одного из основоположников удмуртской поэзии. Ученый Фома Кузьмич Ермаков, боровшийся за восстановление доброго имени поэта, был исключен из членов КПСС. Зоя Алексеевна с писателем Анатолием Николаевичем Уваровым изучила это дело и доказала в Союзе писателей и в партийной комиссии ЦК КПСС их невиновность. Ф.К. Ермакова восстановили в партии, а Кузебая Герда реабилитировали, сняли с них многолетний ярлык «удмуртских нацио­налистов».

В 80-е годы было решение Политбюро ЦК КПСС о рассмотрении всех писем граждан, в том числе анонимных с принятием по ним конкретных мер. Поток анонимок захлестнул партийные и советские органы. Проводились проверки и от самодурства, чванства отдельных номенклатурных чиновников зависела судьба известных людей. Так, некоторые недобросовестные граждане, сводили счеты с честными руководителями и творческими работниками. Подобное произошло с Народным поэтом Удмуртии Олегом Алексеевичем Поскребышевым. Нашлись люди, которые усомнились в творчестве поэта. Зоя Алексеевна, как истинный боец, честный человек бросилась на защиту доброго имени талантливого русского поэта, уроженца Кезского района Удмуртии. Когда анализировалось твор­чество Олега Алексеевича в Союзе писателей России, она вместе с поэтом Виктором Федоровичем Боковым сделала глубокий анализ его стихотворений, рассказов. Писатели и поэты в Москве дали высокую оценку творчеству Олега Алексеевича Поскребышева. Отметили самобытность его поэзии, в которой воспета природа родникового края, высоконравственная гражданская позиция.

Моей судьбе было угодно неоднократно встречаться с З.А. Богомоловой у нее на квартире. Однажды рассматривая ее архив, Зоя Алексеевна передала мне письма известных писателей. Среди них Юрия Васильевича Бондарева, писателя с мировым именем, Героя Социалистического труда, Лауреата Государственной премии СССР, РСФСР, Ленинской премии, автора романов и по­вестей «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Последние залпы», где он воспевает героизм советского солдата. В письмах раскрывается теплота и доверительное обсуждение образов героев книг. В одном из них 6 апреля 1965 года Юрий пишет:

«Дорогая Зоя Алексеевна! Вы спрашиваете в своем письме над чем я работаю.

Давно пишу уже и не знаю, когда закончу роман или повесть об ответственности человека, о доб­ре и зле. Я сказал «о добре и зле» и это не только слова. Эта вечная проблема входит в вечную проблему человеческой ответственности — от­ветственности отдельного человека, поколения, от­ветственности друг перед другом и перед самим собой. И не знаю, как удастся справиться мне с этой огромной темой, как справятся с ней сами мои герои — их четверо молодых и два старых. Они живут и в настоящем и в прошлом времени…»

Зоя Алексеевна хорошо знала творчество белорусских писателей и поэтов. Особенно выделяла из современников И.П. Шемякина, Алеся Адамовича с его военной прозой, произведения поэтов Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Сергея Граховского. С последним велась ак­тивная переписка, сохранилось много писем и открыток. В них раскрыто творчество многих поэтов, а также доверительное признание в любви и глубокое уважение: «Зоя Алексеевна, посвящаю вас в свои проблемы, как самого близкого, тонкой души и дорогого человека. …Очень часто вспоминаю Вас, читаю Ваши статьи в Литературной газете, информационных бюллетенях, вижу всегда Вас, как видения доброты, обаяния и света». Так во втором письме 80-х годов писал поэт из Минска Сергей Граховский.

Удивительно большая переписка получилась у Зои Алексеевны с Народным поэтом Удмуртии О.А. Поскребышевым, хотя оба проживали в одном городе. Но стоило одному из них поехать в другое место России, шли открытки и письма друг к другу. Подробно обсуждались выход стихов или повестей в литературном журнале, жизнь литераторов Удмуртии и России.

Находится Зоя Алексеевна в санатории, Олег Алексеевич ей описывает как они, члены Союза писателей Удмуртии: С.А. Самсонов, Ходырев и Ванюшев побывали в творческой командировке в Коми-Пермяцком автономном округе.

Меня особо поразило одно письмо поэта О.А. Поскребышева, которое он писал в глубокой депрессии, полном упадке физических и духовных сил. Из больницы 9 августа 1978 года он пишет: «Вот уже месяц завтра, как я в ней, то есть сразу на следующий день после похорон М.А. Лямина меня положили. Конечно, больше всего меня подорвали похороны Флора (Флора Васильева — прим. автора). Дальше в письме Олег Алексеевич описывает, почему он не согласился с мнением Зои Алексеевны и родных не присутствовать на похоронах Флора Васильева: «Я и сам знал, что это добром для меня не кончится, но в любом случае пошел был все равно — во имя всего хорошего прошлого, что связывало нас с Флором».

Здесь же О.А. Поскребышев высказывает обиду, что за время пребывания в больнице никто из литературной братии его не навещал, только П.Ф. Куляшов, который занес свой роман. Он его прочитал, во многом порадовался за него. В этом письме поэт высылает Зое Алексеевне стихотворение. Оно практически неизвестно широкому кругу любителей поэзии. Из 27 его сборников стихов и поэм и многочисленных публикаций в российских и местных журналах только в одном сборнике «Жизнью все было» на стр. 446 опубликовано стихотворение — боль его души.

ЦВЕТЫ НА БОЛЬНИЧНОМ ОКНЕ


Мне ромашки вчера принесли

И в палате поставили их,

Как желанный привет от земли,

От тропинок ее полевых.


Или, может, с чепецких лугов

Привезли их, в низинах нарвав.

Белый цвет их — от ситцевых кофт,

От холщевых мужицких рубах.


Белизна их — от белых гусей:

Пух гусиный — как снег над Чепцой,

Белизна их — от милой моей,

Окунавшей в ромашки лицо.


И наверное, старая мать

Отдала им свою седину,

Чтоб ее поспешил я обнять,

Чтоб не вздумал оставить одну.


Я от слез по-мужски удержусь —

Ну, а вдруг не сумею никак,

То слезинки покажутся пусть

Лишь росою на их лепестках.

9 августа 1978 г.

Грусть и печаль льются из сердца Олега Алексеевича. Заканчивает он свое письмо Зое Алексеевне словами: «Благодарю Вас за все светлое, что Вы принесли мою жизнь».

У нее был широкий диапазон общения. В своих воспоминаниях о Зое Алексеевне «Струится теплый свет души…» я писал, что такие как она…. Они не нуждаются в покровительстве власти. Напротив власть нуждается в таких, как она — великих тружениках, беспредельно любящих Россию, воспевающих лучшие качества человека…»

С ней охотно общались, прислушивались и советовались тогдашние руководители республики: первый секретарь Удмуртского обкома КПСС В.К. Марисов, секретари обкома Л.Н. Булгаков, Н.И. Смир­нова, секретари обкома комсомола Ю.П. Кудяшев, В.В. Годин, В.И. Русских, руководители города Ижевска М.Е. Зыков, В.М. Еговкин, Л.В. Перминова, В.Ф. Комратова, у нее были дружеские отношения с М.Т. Калашниковым.

Среди многих мероприятий, в которых активное участие принимала Зоя Алексеевна, мне особо запомнился прием Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова, посвященный Герою Социа­листического труда, Народной артистке СССР, Народной артистке УАССР Людмиле Георгиевне Зыкиной. Среди участников приема З.А. Богомолова поздравляла легендарную исполнительницу русских песен лаконично, емко и величаво. А мы, присутствующие на этом приеме, восхищались красотой этих двух замечательных русских женщин. Это мероприятие очень хорошо передал на страницах газеты «Долг» (№23 от 19 июля 2008 г.) Заслуженный журналист Удмуртской Республики Е.В. Зайцев.

Зоя Алексеевна внесла выдающийся вклад в литературу, образование и общественную жизнь Удмуртии. Ее произведения «Как молния в ночи» о К. Герде, «Река судьбы» о М. Петрове, «Голоса эпохи», «Всюду жизнь», «На переломе эпох», «Литература в письмах», «Музыка — жизнь и любовь моя» — о композиторе Г. Корепанове-Камском вошли в классику удмуртской и российской литературы.

В своих книгах, журналистских очерках уроженка станицы Озерная Тепловского района Орен­бургской области З.А. Богомолова раскрывала таланты удмуртских поэтов и писателей. Ее про­изведения вырвали из тьмы общественного забвения лучших сынов удмуртского народа, подняли на новый уровень самосознание удмуртской поэзии. Так, размышляя о судьбе Кузебая Герда, она говорила: «Рассвет, озаряющий народы в стремлении к национальному сознанию, никогда не гаснет».

Не погаснет наша любовь и память к Зое Алексеевне! А Удмуртия и город Ижевск навсегда останутся ее второй Родиной.

На снимке: З.А. Богомолова с Народным художником Удмуртии П.В. Елкиным

Н.Д. УКРАИНЕЦ,
Почетный строитель России,
Заслуженный строитель Удмуртской Республики



Источник: Газета старшего поколения Удмуртии «Долг»


К списку публикаций Следующая публикация