Украинец Николай Дмит­риевич — член Союза писателей Рос­сии, Почётный стро­итель России.

Читать далее...

   
К списку публикаций Следующая публикация

Его именем названа улица...
О книге Н. Украинца «Не отступая — быть самим собой.
Юрий Дмитриевич Маслюков в воспоминаниях»

Вышла замечательная книга «Не отступая — быть самим собой. Юрий Дмитриевич Маслюков в воспоминаниях». Составителем книги и автором большого количества статей является Николай Дмитриевич Украинец — бывший заместитель руководителя одного из военно-строительных трестов Удмуртии, полковник запаса, член Союза писателей. Он проделал колоссальную работу по сбору материалов о нашем выдающемся современнике Юрии Дмитриевиче Маслюкове.

Значительная часть жизни Ю.Д. Маслюкова была связана с Удмуртией, Ижевском. И даже потом, работая в Москве, он не порывал связи с нашей республикой, нашим городом и оказывал посильную помощь в развитии промышленности нашего региона.

После окончания Ленинградского механического института (ныне — Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова) Юрий Дмитриевич работал на разных должностях в Ижевском научно-исследовательском и технологическом институте, который сегодня называется НИТИ «Прогресс». В этом институте он дослужился до должности главного инженера и, по сути дела, курировал строительство и освоение технологий на Ижевском автозаводе. После НИТИ судьба забросила Ю.Д. Маслюкова на практическую работу, и он в течение ряда лет был главным инженером — заместителем директора филиала № 1 (Автозавод) Ижевского машиностроительного завода Миноборонпрома СССР.

Карьера Маслюкова в советское время была стремительной и успешной. Ее венцом было избрание его в Политбюро ЦК КПСС, назначение на должность первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя многих комиссий, которые он возглавлял (по военно-промышленному комплексу, по реформе промышленности, реформе экономики и так далее).

Начальным этапом своей научно-производственной карьеры Ю.Д. Маслюков обязан, конечно, городу Ижевску, институту и Автозаводу. В период зарождения нашего Автозавода, со слов его ветеранов, была следующая установка ЦК КПСС: предприятиям оборонной промышленности сосредоточиться на выпуске товаров народного потребления. Понятно, что такое многоотраслевое предприятие, как Ижевский машиностроительный завод, который впоследствии стал именоваться производственным объединением «Ижмаш», легче всего было ориентировать на выпуск примитивных изделий: кастрюль, сковородок, топоров. Но поскольку тогда во главе оборонного комплекса стоял Дмитрий Федорович Устинов — необыкновенный по эрудиции, по широте охвата происходящих событий человек, — то Ижмашу была поставлена задача: в качестве товаров народного потребления освоить выпуск легковых автомобилей, которых в СССР выпускалось тогда очень мало. Был заключен договор с фирмой Fiat, в Тольятти началось строительство Волжского автозавода.

В Ижевске такой гигантский завод было невозможно построить по разным причинам. В первую очередь, — по причинам финансового характера. Ведомственно Ижмаш принадлежал Министерству оборонной промышленности, и на одном из заседаний Совета Министров, где решался вопрос о выпуске автомобилей в Ижевске, против строительства автогиганта, как ни странно, выступил председатель Совмина А.Н. Косыгин, аргументируя свою позицию тем, что для этого нет свободных средств. И тогда встал Д.Ф. Устинов и сказал, что для выпуска автомобилей в Ижевске ничего не надо: военно-промышленный комплекс обойдется своими силами. Так и случилось. В Миноборонпроме было сосредоточено огромное количество талантливых конструкторов, инженеров, разработчиков, ученых, технологов, и Ижевский автозавод, который стал филиалом Ижмаша, не использовал ни копейки из общенационального бюджета для своего становления и развития.

Приходишь в изумление, оценивая ту колоссальную работу, которая была проведена Миноборонпромом по размещению заказов среди сотен предприятий-смежников. Автомобиль «Москвич» даже тех лет выпуска — это примерно три с половиной тысячи деталей и изделий. Нужно было внутри Миноборонпрома организовать их выпуск, освоить технологии и собрать автомобиль.

Главным инженером Ижевского автозавода на самом сложном этапе его становления назначается Ю.Д. Маслюков. Мне приходилось с ним встречаться в 70-е годы, когда он был главным инженером Автозавода, а я работал заведующим кафедрой в УдГУ, и мое научное направление было связано с защитой металлов от коррозии. Мы выработали ряд предложений, и по инициативе ректора университета Бориса Николаевича Шульги была организована встреча с «командным составом» Ижевского автозавода. Так произошло мое знакомство с Ю.Д. Маслюковым, и я поверил в талант организатора этого человека.

Далее Юрий Дмитриевич перешел на работу в Министерство оборонной промышленности, став начальником Главного технического управления. По сути дела, это — мозговой центр науки и технологии в оборонпроме. Наши лучшие, прорывные технологии разрабатывались в недрах промышленного комплекса. Сейчас об этом можно говорить свободно, а тогда это была тайна за семью печатями. Автомобиль «Москвич» стал тем самым «ширпотребом», изготовление которого взял на себя Миноборонпром, чтобы не выпускать кастрюли, сковородки и другие примитивные изделия.

Карьера Ю.Д. Маслюкова стремительно развивалась в начале 80-х годов. Он становится заместителем министра оборонной промышленности СССР и начинает курировать направление, связанное с внедрением технологий, автомобилестроением, станкостроением и так далее. Неоднократно приезжает на Ижмаш, посещает свое детище Автозавод. Тогда приезд союзного руководителя такого ранга не сопровождался ажиотажем: улицы не перекрывались, машин сопровождения не было. Это были рабочие поездки.

В один из таких приездов была организована встреча Ю.Д. Маслюкова с нашей вузовской интеллигенцией. Среди прочих ректор Б.Н. Шульга поднял вопрос о строительстве нового корпуса УдГУ, где можно было бы развивать технологическое направление.

— Ну, что ж, — сказал Юрий Дмитриевич, — готовьте предложение, будем рассматривать. Но учтите, что новое строительство не приветствуется, а вот «завершение строительства», «пристрой» разрешается.

Борис Николаевич Шульга как опытный руководитель дал задание проработать вопрос о стро­ительстве пристроя к четвертому корпусу. Проект был выполнен, и началась следующая стадия — поиск средств на само строительство. Мы подготовили проектную документацию, смету, созвонились с приемной Маслюкова. Были назначены день и время встречи, и мы поехали в Москву.

Ю.Д. Маслюков назначил встречу за пределами рабочего дня — в 18:30. Мы приехали в Министерство оборонной промышленности с его сложной пропускной системой: нас ждали, провели в приемную Маслюкова, которая, по всей видимости, работала круглые сутки. Там были референты, секретари, помощники. Нам сказали, что придется подождать, так как Юрий Дмитриевич — в ЦК. В итоге мы прождали до половины десятого. На столах в приемной лежало много книг исторической тематики. Это были романы и серьезные научные книги. Я с удовольствием начал их листать, и время прошло незаметно.

Ворвался Маслюков: высокий, крепкий, энергичный, деловой, без всяких следов усталости, оптимистично настроенный. Поздоровались. Он извинился, сказав:

— Извините, задержался: сложную задачу решали в ЦК.

Это были 1981-1982 годы, когда в СССР не было крепкой перерабатывающей промышленности в области пищевых технологий и сельскохозяйственного сырья. Было организовано Министерство машиностроения для легкой и пищевой промышленности: Минлегпищемаш. Как рассказал Маслюков, в него вошли те самые КБ, инженеры и конструкторы, которые не прижились в более престижных отраслях и министерствах. За два года министерство не разработало ни одной конкурентоспособной технологии. И тогда в ЦК приняли решение: поручить Д.Ф. Устинову взять это расформированное министерство со всеми его активами и предприятиями и передать Министерству оборонной промышленности. Пусть оборонщики с их мощными НИИ, КБ, технологами, кон­структорами, учеными и разрабатывают современные технологии переработки мяса, молока и так далее. Ю.Д. Маслюков поделился с нами этими новостями, спросил, как живет Удмуртия, Ижевск, его Автозавод. Все шло на подъем, и мы были рады сообщить ему об этом.

В начале нашего разговора я обратил внимание на две стопки книг исторической тематики, лежащие на столе замминистра. Вызванному секретарю было сказано:

— Я здесь отметил некоторые книги. Пожалуйста, закажите их.

В то время книги были в дефиците. Понятно, что первый заместитель союзного министра имел доступ к тем, которых не было в широкой продаже. Посмотрев на стопки, я спросил:

— Юрий Дмитриевич, вы успеваете все это читать?

— Вы знаете, ругаю себя, что читаю очень мало. Но теперь чтение книг заменяет мне охоту, рыбалку и другие виды отдыха. Жалею, что в студенческие годы действительно мало читал. Сейчас наверстываю.

Я понял, что он собирает книги по истории не просто как коллекционер, у которого они стоят на полке: он их читает, живо интересуясь историей.

Наконец мы перешли к той деловой части разговора, ради которой приехали: расстелили перед ним на столе планы пристроя в четыре этажа. Ю.Д. Маслюков внимательно посмотрел:

— А почему вы не хотите сделать цоколь? Позволяют гидрогеологические условия?

— Позволяют, там глубина фундамента два метра двадцать сантиметров.

— Хорошо. Вы еще на метр фундамент углубляете, и у вас будет хороший цоколь — как раз для тех исследований, где требуется мощный фундамент под оборудование.

Я поразился тому, что человек, который давно кроме авторучки и телефонной трубки ничего не держал в руках, знает, какое оборудование нужно для исследования металлов, сплавов. Мы пообещали, что внесем такие изменения в проект. На вопрос о сметной стоимости нашего объекта Борис Николаевич ответил, что она «тянет» на 458 тысяч рублей.

— И вы с этим пришли в союзное министерство?! Просили бы миллион или полтора. Ну, ладно. Вы еще сделаете цоколь, — будет удорожание сметы. Вопрос строительства и капвложений — не мой вопрос. Позвоню своему коллеге и вас с ним состыкую.

И набрал номер телефона.

— Замминистра, который курирует строительство, дал принципиальное согласие вам помочь. Завтра в половине десятого вы должны прибыть к нему в приемную, пропуска будут заказаны.

Я был поражен тому, как быстро мы все решили. В условиях плановой экономики, когда все забюрократизировано, когда материальные ресурсы сбалансированы, судьба объекта стоимостью около полумиллиона полновесных советских рублей была решена в течение практически двух-трех часов.

В течение нескольких недель были получены все необходимые документы для начала строительства пристроя — по сути дела, нового корпуса Удмуртского университета.

Я тогда был поражен огромным количеством информации, которой владел Юрий Дмитриевич Маслюков. Когда мы начали рассказывать, что работаем с Чепецким заводом, он сразу стал называть те технологии, которые были бы интересны с точки зрения коррозии: создание пассивно-защитных слоев на цирконии и изделиях из него; коррозия нержавеющей стали в воде высоких параметров. Человек, который имеет прочное, фундаментальное инженерное образование и является руко­водителем такого ранга, не оторвался от конкретного массива знаний, а продолжал им свободно владеть, с полным знанием дела оценивая те или иные технологические решения.

В книге Н.Д. Украинца «Не отступая — быть самим собой» воспоминаниями о Ю.Д. Маслюкове делятся самые разные люди. Особенно мне понравились воспоминания Е.М. При­макова. С «кон­чиной» Советского Союза, КПСС все союзные структуры были ликвидированы, и Маслюков остался, прямо скажем, безработным. Понятно, что талантливый организатор не мог остаться невос­требованным. Он работал в ряде структур: промышленных, технологических, консалтинговых. Потом стал депутатом Государственной Думы и возглавил Комиссию по про­мышленности. Но самое замечательное — рассказ о его деятельности, когда вместе с Примаковым они возглавили правительство после дефолта 1998 года, то есть после ухода С.В. Кириенко. Сим­волично, что это правительство называли «правительством Примакова-Маслюкова». Евгений Максимович занимался внешними связями и тем, чем должен заниматься премьер-министр, а вся внутренняя политика была на плечах Ю.Д. Маслюкова. Беспристрастные экономисты говорят, что за то короткое время, когда функционировал этот кабинет, не было сделано ни одной сколько-нибудь заметной ошибки в стратегии и тактике вывода России из дефолта и кризиса. Я думаю, что именно хозяйственный и административный опыт Юрия Дмитриевича помог в решении этих проблем.

Дальше была депутатская карьера в комиссии, которая занималась военно-промышленным комплексом. Как сказал мне один из депутатов того периода, это была единственная комиссия, которая после утверждения в Госдуме получала бюджет пакетом. Учитывая особый режимный характер финансирования предприятий военно-промышленного комплекса, комиссия, минуя Минфин, распределяла средства на те или иные изделия, отрасли и предприятия. Во главе этого стоял Юрий Дмитриевич Маслюков.

В эти дни Президент России Д.А. Медведев подписал указ об увековечении памяти выдающегося деятеля современности, видного организатора промышленности нашей страны Ю.Д. Маслюкова.

Этим указом, в частности, рекомендовано назвать одну из улиц города Ижевска именем Маслюкова. Городская дума, администрация города оперативно отреагировали на это. Теперь его именем названа одна из ижевских улиц в районе жилого микрорайона «Старый аэропорт», развитие и становление которого неразрывно связано с именем Юрия Дмитриевича Маслюкова.

Хочу отметить, что книгу, о которой я говорю, составил, проявив при этом огромное терпение и чудеса дипломатии, полковник Н.Д. Украинец. Нужно было не только самому написать многое из того, что Николай Дмитриевич лично знал о семье Маслюкова, но и собрать большое количество людей, которые дали бы материалы (статьи, фотографии) для создания этой книги. Эти люди загружены работой: бывшие и действующие министры, бывшие и действующие депутаты, академики, руко­водители нашей республики — люди, которые нашли время, чтобы отметить выдающийся вклад Юрия Дмитриевича в развитие нашей страны. Среди них — Ж.И. Алфёров, А.А. Волков, А.Д. Жуков, А.И. Лукьянов, М.Т. Калашников, Ю.С. Питкевич, Н.И. Рыжков, А.В. Соловьев и многие другие.

Я думаю, автору книги удалось показать, что Ю.Д. Маслюков — истинный патриот своей родины, который «положил свою жизнь» на всенародное благо, на благо развития и укрепления мощи нашей страны. Рекомендую всем прочитать эту книгу.

Сергей РЕШЕТНИКОВ,
доктор химических наук, профессор УдГУ,
член редсовета журнала «Италмас»


Источник: Журнал «Италмас» № 2 (10) 2011 года, стр. 78-81


К списку публикаций Следующая публикация