Украинец Николай Дмит­риевич — член Союза писателей Рос­сии, Почётный стро­итель России.

Читать далее...

   
К списку публикаций Следующая публикация

Житийный жанр

В последнее десятилетие мемуарная литература получила большое признание — каждый год из-под пера известных и публичных людей выходят в свет десятки книг-биографий. Бывшие и действующие политики, спортсмены, художники, писатели, деятели шоу-бизнеса, кумиры всех поколений и направлений вспоминают и вспоминают — о юности, своем карьерном восхождении, чиновничьих делах и соратниках, параллельно и неизбежно — о современниках и современности. Не чужд мемуарно-биографический жанр и политической и деловой элите Удмуртии.

БЫЛОЕ И ДУМЫ

Очевидно, писать публичные воспоминания в последние годы стало не только модно и пре­стижно, но в плане формирования собственного образа еще и выгодно: в середине 2000-х этот жанр критиками назывался самым читаемым. Так называемый бум книжных биографий в стране вызвали бесконечные споры об истории советского периода, многие потянулись к правдивой информации, первоисточникам. То есть к мемуарам, которые неизменно сочиняют государственные и об­щественно-политические деятели.

Деловое графоманство — так предпочитает называть это явление главный редактор литературно-художественного журнала «Луч» Николай Малышев — характерно и для местной политической и деловой жизни. В последние годы в Удмуртии увидели свет немало книжных посвящений крупным руководителям и видным деятелям прошлого и настоящего, написанные очевидцами и их бывшими соратниками, а также автобиографических сочинений, политических мемуаров. Например, собрал воедино свои воспоминания в автобиографической книге «Выстоять и двигаться дальше» бывший первый секретарь обкома партии Петр Грищенко. Целые книги посвящены промышленным «генералам» XX века Ивану Белобородову («Созидатель») и Владимиру Садовникову («След на земле»), а также генерал-майору Александру Демидову («Город на Иже дела его хранит...»), генерал-полковнику Александру Туманову («Жить и строить для России»), заслуженному строителю РФ Николаю Шишкину («Строитель, Созидатель, Человек»), автор этих работ — экс-начальник Управления материально-технического обеспечения аппарата Госсовета УР, член Союза писателей России Николай Украинец. Председателем постоянной комиссии по национальной политике, общественной безопасности, регламенту и организации работы республиканского парламента Александром Фоминовым написаны отдельные биографические очерки об ученом Кузьме Куликове, поэте Олеге Поскребышеве, докторе наук и профессоре Корниле Шибанове и т. д. О людях, на протяжении последних 50 лет вершивших судьбу Удмуртии, рассказывает «Номенклатура» — сборник биографических очерков, выпущенный по инициативе и под редакторством заместителя председателя Гордумы Ижевска Василия Шаталова...

Пожалуй, именно Фоминова и Украинца сегодня можно назвать самыми известными мастерами мемуарно-биографического жанра в республике. Сам в прошлом профессиональный военный строитель, Николай Украинец говорит: «Мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами своего дела. И обо всех мне хотелось сказать что-то свое, показать их эпоху и время, в рамках которого они работали и творили. Ведь их время безвозвратно уходит, а память о таких людях должна остаться». Последние годы он посвятил работе над двумя новыми книжными проектами. И если по одному, как признается эксперт, осталась малость — издать (это книга о бывшем руководителе Удмуртского обкома партии Валерии Марисове), то другая книга памяти, посвященная известному советскому и российскому государственному деятелю Юрию Маслюкову «Не отступая — быть самим собою», была уже презентована в начале года. «Это уникальное издание объемом 340 страниц, — делится автор. — Написано в соавторстве с 43 соратниками Юрия Дмитриевича, — например, бывшими премьерами Николаем Рыжковым и Евгением Примаковым, бывшим председателем Верховного Совета Анатолием Лукьяновым, лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, депутатами Госдумы РФ Артуром Чилингаровым и Жоресом Алферовым и многими другими. Работа над ней потребовала немалых усилий, знаний и кропотливости, изучения архивных материалов. Некоторые при написании подобных книг начинают давать свои оценки. Факты, исторический материал, объективность — вот главное!».

НЕ РАДИ РЕЙТИНГА

«Мне всегда нравилось писать небольшие статьи, юмористические рассказы, фельетоны, но долгое время не интересовался мемуарной литературой по одной простой причине — не нравилась однобокость и однообразие изложения материала, — рассказывает Александр Фоминов. — Безусловно, создание книги всегда предполагает творчество, у человека непременно должны быть определенные способности и желание донести какие-либо идеи до той или иной аудитории. Но иногда за написание книги берутся люди, далекие от этого дела. Я никогда не интересовался, пишут ли они сами или пользуются услугами профессионалов, так называемых «литературных негров». Но мне казалось, что в большинстве своем это некие книги функций, подробный отчет о работе. Это может написать любой человек, но ведь все это никому не интересно. И когда я бывал на презентации книг своих коллег, я всегда с некоторой иронией подчеркивал: «Мне уже некуда их ставить. Я уже убрал с полок Толстого, Пушкина, Тарасенко — столько появилось у нас писателей».

Поэтому, как признается эксперт, он избрал для себя другой принцип подачи материала. Жизнь чиновника, политика не состоит из одних только деловых встреч, президиумов, пленумов и т. д. Людям всегда интересно читать, как он вел себя в обыденной жизни, в чем преуспел, чем интересовался и т. п. А этого, к сожалению, в нынешней мемуарной литературе очень мало. Ведь историю делают люди, личности, и оттого, насколько они были интересны, настолько интересна и сама эпоха.

«Более того, меня всегда интересовали окружающие меня люди, их характеры, и мне не надо изучать их биографии — всегда стараюсь перенести на бумагу свои эмоции, чувства, которые испытываю при общении с ними, — продолжает он. — Выдумывать ничего не нужно: наблюдаю, замечаю, пропускаю через себя, свое авторское и человеческое «я», и пишу, отбрасывая всякую официальность. Вот, например, с Демидовым мы были соседями, и я написал о таких вещах, о которых никто не знал. Он часто гулял во дворе со своей собакой. И посмотришь, бывало, в окно на них, и казалось, что у генерала и его питомца есть похожие манеры — оба идут, опустив голову. Это производило трогательное впечатление».

По-особому подошел Фоминов и к изданию своей первой книги — автобиографии «Смешное в серьезном: что было, то было». (Она была издана тиражом 1 тыс. экземпляров, и все это удовольствие в 2006 году обошлось автору в 170 тыс. руб.). Как он сам признается, разбавил ее зарисовками — чтобы читалось легко. Но именно это вызвало критику среди читателей. «Я не хвалюсь своими работами, я не писатель и никогда себя высоко не ставил. Когда пищу, знаю, что примерно скажут обо мне, — парирует он. — Делаю это не ради честолюбия, рейтинга или престижа, не раз поступали предложения вступить в Союз писателей, но мне этого не надо. Мои книги — это труды, написанные от души и для души».

БЕЗ КУПЮР

Писать автобиографию нескромно, считает директор ООО «Статский Советникъ» Владимир Орехов, в прошлом — начальник Управления Федеральной налоговой службы России по УР. Поэтому свою книгу с названием «Жизнь с открытой датой», которую он выпустил к своему 65-летию в прошлом году, называет своеобразным отчетом перед своим поколением, соратниками и родственниками. На вопрос «Что побудило вас взяться за перо?» он говорит: «Книга написана по просьбе близких по духу мне людей. За тридцать лет службы на оперативно-следственной работе пришлось пережить немалое, моя чиновничья и военная карьера была богата событиями. Наиболее значимые и интересные я и отразил в своей книге. Хотелось таким образом рассказать о своем жизненном пути и достижениях и своим родным. У меня было около ста родственников, и бывало, соберемся вместе за семейным столом, просят рассказать, как я стал генералом, как меня избирали академиком и т. д. Чтобы люди понимали, что я не был ни подхалимом, ни везунчиком и баловнем судьбы, просто работать надо в этой жизни».

В издательстве высказали идею, что книга вполне могла бы иметь и коммерческий успех, но, как констатирует автор, он зафиксировал в печатном слове минувшие события и свои размышления о службе не для продажи, выпустив свою книгу тиражом всего в 100 экземпляров. Помощников в этом деле у него нет — сам себе и корректор, и редактор. Но зато работа получилась чуть неожиданной по лексике: позволил себе небольшую словесную вольность. «Никакая популярность и слава от писательства мне не нужны, я не Дарья Донцова, чтобы разные сочинения писать», — отмечает Владимир Орехов. Не думает он и над продолжением своей книги, хотя и признается, что «за кадром» осталось столько интересной информации, что хватило бы еще на две.

На счету у заместителя министра культуры, печати и информации Удмуртии Сергея Васильева две изданные книги. Первую он посвятил своему отцу. «Мне она была очень важна, — отмечает он. — Написал в тот момент, когда стал понимать и ощущать, что начал забывать очень многие важные вещи. Поэтому написал так, как вышло». И в эти же годы — в начале 90-х — в рукописном варианте родились «Королевские войска», основанные на воспоминаниях о годах службы в армии в пост­перестроечные годы. Но они легли на полку на долгие 16 лет, издал эту книгу Сергей Васильев лишь в 2009 году. «Это не та книга, которую я бы хотел издать большим тиражом и которую бы читали. Может быть, она даже не предназначена для чтения, — откровенно отмечает эксперт. — В сол­датской среде не просто было выживать, и в этой действительности мы продолжаем жить, жестокие законы в казармах солдат срочной службы продолжают действовать. Я столько лет все это держал в себе, хотелось выговориться, выплеснуть на бумагу эти мысли. Это о том, что наболело, это практически документальное кино: рассказ об армейской жизни как она есть, без каких-либо преувеличений, выдумки, лирических отступлений и философских рассуждений».

МАРСИАНЕ НЕ ПИШУТ

Понятно, подобная литература обречена на своеобразное отношение к ней читателей и не­продолжительный интерес. Ее читают выборочно, да и чаще всего до тех пор, пока живы сами герои повествований.

«Мне часто попадаются в руки мемуары и биографии, дарили книги о Калашникове, Прасолове, — отмечает Владимир Орехов. — Но интерес пропадает каждый раз, когда видишь «официоз» и сплошную документалистику — одни и те же фотографии, лица, чиновничья жизнь... В моей домашней библиотеке набралось 10—15 таких книг, я их увез на дачу. Интерес пробуждают, прежде всего, книги, в которых публичный человек предстает как личность, в обыденной своей жизни. Ведь согласитесь, каждый руководитель или управленец в той или иной степени — личность неор­динарная, если он, конечно, не протекционист какой-то, чей-то сынок или протеже. С теми, кто сам добился в жизни всего, всегда поговорить приятно и интересно».

Почти равнодушное отношение к мемуарно-биографическим книгам у Сергея Васильева. «Если они есть, значит это кому-то надо. Пусть даже одному человеку», — рассуждает он. Мемуарами действующих политиков и управленцев не интересуется и Василий Шаталов. Единственный труд, с которым он ознакомился, — первая книга воспоминаний Бориса Ельцина «Исповедь на заданную тему». «Откровенно говоря, она мне не понравилась. Непросто в подобных произведениях сохранять объективную позицию, да и абсолютно непредвзятого отношения к изучению действительности не бывает. Или это должен писать марсианин», — парирует он.

Но, несмотря на все это, мемуарные и биографические произведения продолжают издаваться. Василий Шаталов намерен выпустить вторую часть «Номенклатуры», творческими поисками живет и Александр Фоминов. В частности, у него есть огромное желание написать второй сборник, который будет называться «О друзьях-товарищах или людях, которых я любил». Своеобразный подарок он готовит самому себе и к 85-летию, это будут записки. К 70-летию он уже писал посвящение самому себе, или философские мысли 70-летнего. Поделился своими творческими планами и Владимир Орехов: «С удовольствием бы написал о бывших подшефных детях-сиротах нашего управления. Меня очень интересует, как сложилась судьба этих детишек, оказавшихся выброшенными на обочину жизни».

Значит, мемуарная литература приказала долго жить? Рано или поздно новые участники событий последних лет начнут делиться своими воспоминаниями. В свое время немецкий прозаик и публицист Томас Манн в одной из своих статей о писательском труде высказался так: «Нам кажется, что мы выражаем только себя, говорим только о себе, и вот оказывается, что из глубокой связи, из инстинктивной общности с окружающим мы создали нечто сверхличное. Вот это сверхличное и есть лучшее, что содержится в нашем творчестве». Возможно, эти слова можно поставить эпиграфом к большинству автобиографических книг.


Источник: Журнал «Деловая репутация» № 19 (457) от 16.05.2011 г.


К списку публикаций Следующая публикация