Годы подъема и творчества
во имя коллектива
1973 год выдался крайне насыщенным. После торжественных мероприятий, посвящённых 50-летию СССР, активно проходил обмен партийных документов, Всеармейское совещание, учёба в партшколе г. Свердловска. На всё это требовалось время. При этом нельзя было забывать главную задачу. Для Ижевского военно-строительного управления она состояла в том, чтобы строить объекты.
Продолжалось строительство автозавода. В 1973 году вводилась в строй столовая на 1200 мест, шло строительство инженерного корпуса — первого высотного здания в Ижевске, введённого в эксплуатацию в 1975 г. Велись работы по другим менее крупными, но не менее важным объектам автозавода. К сожалению, неудовлетворительно велось строительство Ижевских очистных сооружений по Сарапульскому тракту. Требовалось принятие дополнительных мер, чтобы СУ-14 обеспечить работой в три смены, улучшить условия быта людей и организацию соревнования с поощрением дефицитными товарами. Постановление бюро Ижевского горкома партии обязывало лично А.В. Туманова и второго секретаря Ленинского РК КПСС Н.П. Требуха два раза в месяц подводить итоги соревнования на строительстве МСК-14 — мотоциклетного производства «Ижмаша», рассчи-
танного на выпуск 400–420 тысяч мотоциклов в год. Строительство комплекса имело политическую окраску, им постоянно интересовался Д.Ф. Устинов и при визите в Ижевск всегда посещал МСК-14. До него посещали объект Н.И. Золотаревский — начальник Главка, В.К. Марисов, М.Е. Зыков, Я.И. Черняков, В.А. Кардаполов, Ю.П. Кудяшев, руководители республики, города и района. Строились и другие важные объекты для страны на Воткинском машиностроительном, Ижевском механическом и других заводах Удмуртии.
В начале 1974 года О.И. Кикнадзе возвращается в Москву, а на должность начальника Ижевского военно-строительного управления в ап-